Резиденты точат перья

Чтобы вывезти товар из СЭЗ «Брест», необходимо оформить... 400 листов сопроводительных документов
Чтобы вывезти товар из СЭЗ «Брест», необходимо оформить... 400 листов сопроводительных документов

В СЭЗ «Брест» грустно шутят: «Знак параграфа выглядит, как орудие пытки». Сегодня менеджеры различных фирм — резидентов зоны с головой ушли в бумаготворчество, составляя по 400 листов сопроводительных документов при вывозе готовой продукции — таковы требования временных инструкций по таможенному оформлению грузов. Инструкции эти инициировали недавно, накануне введения новых правил работы белорусских СЭЗ, сами таможенники. Но если новые правила работы резиденты приняли с пониманием, то сопутствующие документы вызвали у них растерянность.

Как известно, с 1 октября преференции имеют уже не все резиденты СЭЗ, а только те, которые экспортируют свою продукцию. При поставках на внутренний рынок льготы остались у компаний, чья продукция попала в перечень так называемых импортозамещающих товаров — к примеру, у «Санта–Бремор», поставляющего на наши столы дары моря. Комиссия по конкурентоспособности Минэкономики включила в перечень импортозамещения продукцию еще 20 из 98 резидентов свободной экономической зоны. Остальные предприятия поставляют товар на белорусский рынок на общих основаниях — им приходится документально подтверждать наличие в продукции импортных компонентов.

«От уплаты таможенных платежей, — комментирует ситуацию заместитель начальника Брестской таможни Константин Руцкий, — освобождается лишь часть товара, произведенная из импортных компонентов. Чтобы выяснить их иностранное происхождение, нашей службе пришлось ввести временную инструкцию, обязывающую резидентов СЭЗ предоставлять импортную декларацию на каждый компонент, завезенный из–за рубежа. Допустим, мебельщикам приходится отчитываться за каждую гайку, использованную при производстве стола или стула. Если какие–то детали сделаны у нас, то таможенники должны вычесть их стоимость из общей цены товара. Действительно, для такого учета приходится писать целые фолианты».

Некоторые фирмы тратят на оформление одной партии груза по три дня. Столько же дней машины стоят на таможне — инспектор должен перепроверить документацию. В результате СЭЗ буквально задыхается от накопившейся на складах продукции. Людей отправляют в отпуск за свой счет, страдают партнерские связи, с резидентами отказываются сотрудничать транспортные компании. В худших условиях оказались пищевые предприятия. Ну какой хозяин согласится оставить теперь на таможне машину со скоропортящимися мясными продуктами? Между тем доля предприятий — резидентов СЭЗ «Брест» в общем объеме экспорта Брестчины ранее составляла около 26 процентов. А в октябре область не выполнила план по экспорту. Разбираться с трудностями в Брест приезжали вице–премьер Андрей Кобяков и председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский. Заместитель главы Правительства, выслушав доводы таможенников о целесообразности введения временных инструкций, заявил: «Месяца через три предприятия наберут дополнительно людей, отладят систему. Но вы меня не убедили, что это надо таможне для фискальных нужд».

После вмешательства вице–премьера резидентам разрешили отправлять товар по временной таможенной декларации, в которой будут указаны лишь наименование, количество и стоимость товара. Но через месяц придется все–таки вновь предоставлять таможне весь пакет документов. Неужели нет другого выхода?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter