27 марта открывается 12-й фестиваль «Березинская рампа»

Режиссер Николай Пытляк: «Все конкурсные спектакли идут с аншлагом»

Беларусь — страна с давней и хорошо развитой театральной традицией. Свой театр есть в каждом областном центре, а в районах почитатели этого рода искусства разных профессий и возрастов создали народные труппы. И у них достаточно много поклонников, ведь не у всех жителей глубинки есть возможность попасть на громкие премьеры в столицу. Так, четверть века на Минщине для народных театров проводится свой фестиваль «Березинская рампа», ставший культурным брендом центрального региона и Березинского района. 

Традиционно он проходит один раз в два года. 12-й по счету биеннале в ноябре 2020-го из-за пандемии провести не удалось. Символично, что сегодня, во Всемирный день театра, Березино вновь встречает гостей. Какие сюрпризы готовит театральный уик-энд, мы узнали у создателя необычного форума, талантливого режиссера народного театра Березинского районного центра культуры Николая ПЫТЛЯКА.



— Николай Николаевич, почему идея основать «фирменный» фестиваль в райцентре стала такой успешной? Почему решились на смелый шаг?

— В начале 1990-х судьба из столицы, где занимал должность заместителя директора Русского драмтеатра, занесла меня в Березино. Так сложились личные обстоятельства, хотел быть рядом с любимой женщиной. Вначале был режиссером районного Дома культуры, а затем возглавил народный театр. И когда взялся за это дело, понял, что чего-то не хватает и людям, и райцентру в культурном плане. Мы работаем, придумываем, творим, но в то же время варимся в собственном соку, и нет у нас своей фишки. В советские времена в Прибалтике проводился театральный фестиваль «Рампа дружбы». Однажды и мне довелось там побывать. Решил организовать на уровне области что-то подобное. В облисполкоме идею поддержали. Так все и закрутилось. За это время нашим народным театром, который получил это звание еще в 1978 году, отыграно 18 спектаклей. Обычно в конкурсной программе участвуют 7—8 любительских коллективов. А в целом за период фестивалей зрители увидели около 70 постановок. Все прошли с аншлагом. Стараемся сохранить интригу и удивить зрителя.

— Сегодняшнее событие и для актеров, и для зрителей долгожданное. В двух словах — какие коррективы пришлось внести из-за пандемии?

— Впервые фестиваль будет проходить не три дня, а два. И в условиях масочного режима для зрителей. Их эти правила не пугают. Театральные постановки конкурсантов с успехом прошли на своих районных сценах. Несколько изменилось количество участников. В программе будут представлены пять коллективов.

— В 2016-м постановка «Забыть Герострата» принесла вашему театру Гран-при. А как вообще угадываете с репертуаром?

— Как хозяева феста, мы открываем его спектаклем по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Как правило, я и другие режиссеры стараемся представить на суд зрителя проверенные временем истории, в которых поднимаются волнующие общество проблемы. Сюжеты, которые подчеркнут и талант драматурга, и режиссерское видение произведения, и игру актеров. В этой конкурсной программе удачно совмещен и классический, и современный репертуар. Например, артисты из Вилейки привезут классика Андрея Макаенка, его трагикомедию «Трибунал», заслуживает внимания постановка авторского произведения режиссера Игоря Куницкого — жизненная притча «Morning, наша Чудовищность», которую привезли борисовчане. Каждый зритель, уверен, найдет для себя что-то новое.

— Театралы всегда говорят о себе как о большой семье. В чем главное отличие народного театра от профессионального?

— В народном работают непрофессиональные актеры, но все они талантливые люди разных профессий, возрастов — от старшеклассников до пенсионеров. Самый старший служитель Мельпомены из Березино, например, давно разменял восьмой десяток. Конечно, у нас своя творческая кухня, где ты и режиссер, и заведующий постановочной частью, и шьешь костюмы — все на одного. Там немножко проще в этом плане.

— Николай Николаевич, в этом году вам довелось представлять интересы земляков на VI Всебелорусском народном собрании, где в контексте большого разговора о развитии страны о культуре тоже не забыли. Как оцениваете услышанное, на что нужно обратить дополнительное внимание?

— Да, об этом говорили. Воодушевляет, что государство будет выделять средства на сохранение культурно-исторического наследия. Так и в программе записано. Это важно. Как и поддержка людей, которые работают в разных направлениях в этой сфере. Конечно, речь не идет о массовой культуре, которая порой не лучшим образом влияет на неокрепшие умы. И часто с недоумением читаешь высказывание отдельных ее «деятелей», что пандемия лишила их заработка, люди не идут на концерты, не за что содержать особняки. Простые работники культуры, которые за 600—700 рублей с утра до ночи отдают себя профессии, почему-то этими вопросами не задаются. Вот таких энтузиастов, которые горят на работе, и надо поддерживать. 

zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter