Режиссер Наталья Бондарчук: Всегда хотела, чтобы Снежная королева стала доброй

Автор новой экранизации сказки Андерсена рассказала, чем ее фильм отличается от других и почему он пролежал на полке четыре года
Автор новой экранизации сказки Андерсена рассказала, чем ее фильм отличается от других и почему он пролежал на полке четыре года.


Повелительницу льда сыграла известная актриса Анна Снаткина, а Кая – 19-летний Владислав Новицкий: эта роль для юноши стала первой большой работой в кино

Без гаджетов героям не обойтись

– Наталья Сергеевна, «Снежную королеву» экранизировали бесчисленное количество раз…

– Сказка уже около тридцати лет идет в моем детском театре «Бемби». Объехали со спектаклем полмира – были в Греции, Болгарии, Турции, Франции, США. А лет пять назад оказались в Ямало-Ненецком округе. Там впервые появилась мысль об экранизации. Поняла, что могу совершенно по-другому рассказать «Снежную королеву» современным детям. Моя детская мечта: всегда хотела, чтобы главная героиня в финале стала доброй.

– Сами придумали сценарий?

– Пишу с тринадцати лет. С тех пор как бабушка подарила печатную машинку «Колибри». Писательство – очень серьезный труд. Все сценарии создавала сама, кроме «Юности Бемби», над которым работала в соавторстве с классиком Юрием Нагибиным.

Горжусь, что среди наград есть премия от писателей «Золотое перо Руси». А на одном из литературных форумов в рамках фестиваля «Золотой витязь» приз получила из рук самого Валентина Распутина. Так что сценарий «Тайны Снежной королевы» – продолжение моего многолетнего труда.

– От классической сказки Андерсена немного осталось?

– Любая экранизация предполагает адаптацию к современности. Дети должны понимать, о чем идет речь. Герои моего фильма используют гаджеты. А король все время подсчитывает на калькуляторе доходы-расходы, поскольку в стране кризис.

Но, конечно, нужно бережно относиться к первоисточнику. Основу сказки Андерсена о ледяном сердце, которое должен растопить огонь любви, я не тронула.

Некоторые сцены пришлось вырезать

– Правда, что фильм снимали за Полярным кругом?

– На Ямале. На съемках больше всего поразило, какой выносливый и невероятно благородный народ там обитает. Это люди, у которых есть своя цивилизация, многовековая культура, давно сложившиеся традиции – и они продолжают их придерживаться. Малых народностей там множество, даже у нас в картине их около десяти.

– А сцены во дворце?

– В Германии, под Штутгартом, в городе Зигмарингене. Это настоящий королевский дворец. В павильоне невозможно построить такую красоту.

Правда, жалею, что из фильма пришлось вырезать несколько эффектных сцен. Например, на сцену борьбы короля с ледяным рыцарем не хватило денег. Надеюсь, в следующем году все-таки выпущу полную версию картины в 3D.

– Анну Снаткину сразу видели Снежной королевой?

– Сначала собирались снимать другую актрису. Но она не появилась на примерке костюмов. Тогда Аня Снаткина попросила попробовать ее. Я долго сомневалась: актриса уже снималась у меня в «Последней дуэли», сыграла жену Пушкина Наталью Гончарову, роль совершенно иную. В итоге ни разу не пожалела о своем выборе.

Аня – самоотверженный человек. Есть сцена, где она сидит на ледяном троне и у нее падает, разбиваясь вдребезги, ледяная держава. Так она просидела на жутком холоде пять часов – и выдержала! Температура, кстати, была запредельной. Чтобы выжить, пришлось запастись пуховиками на гагачьем пуху и сапогами на толстенной подошве.

– В Беларуси у вас...

– ...очень много друзей! Пользуясь случаем, передаю привет председателю Союза кинематографистов Беларуси Виктору Васильеву и организаторам кинофестиваля «Лiстапад», где у меня проходила грандиозная премьера «Последней дуэли». Было столько желающих посмотреть ленту, что вместо одного показа провели два подряд. Потом с этим же фильмом ездила в Витебск... Надеюсь, и «Тайну Снежной королевы» удастся показать белорусскому зрителю!



Досье «СВ»

Наталья Бондарчук родилась в 1950 году в семье известных кинематографистов – режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКа. Успех пришел после исполнения роли Хари в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Во второй половине 1970-х годов начала снимать картины по собственным сценариям, в том числе «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший». В 1987 году создала в Москве детский театр «Бемби». Заслуженная артистка РСФСР.

С детским кино – катастрофа!

– Что, по-вашему, происходит сегодня с детским кино?

– Катастрофа. Детских сказок за всю историю нового российского кино, не считая «Снежной королевы» и «Реальной сказки» Сергея Безрукова, сняли не больше четырех. А в советское время было целое направление – сказки, детские комедии. Мою картину «Бемби» в 1980-х за неделю посмотрели семь миллионов детей. Вот как был устроен прокат!

А сейчас судите сами – «Снежную королеву» не могла выпустить четыре года. Да и в целом национального российского кино у нас пока нет, есть отдельные хорошие фильмы.

Те режиссеры, которые ухитряются сегодня снимать детские фильмы – герои. Потому что вопрос стоит уже не просто быть или не быть детскому кинематографу, а быть или не быть российскому менталитету вообще.

Мое поколение воспитано на фильмах «Золушка» и «Дети капитана Гранта», где воспевались героизм и активное добро, где не было, как сейчас, маски-шоу и грязных анекдотов. Мы видели ориентиры, четко понимали, где добро и где зло – этому был посвящен весь отечественный кинематограф. И особенно сказки Александра Птушко, в которых всегда побеждал «русский дух», а герои вызывали добрую улыбку. Есть идея отреставрировать советские шедевры. Но на это нужны деньги.

Нина КАТАЕВА

n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter