В Варшаве на 91-м году жизни скончался режиссер Анджей Вайда

Режиссер, который учил думать

Каждый раз, когда его называли отцом польского кинематографа, Анджей Вайда неизменно отвечал: глупости, и до меня в Польше снимали фильмы. Снимали, конечно, но именно Вайда во многом был первопроходцем. Его кинокамера самой первой внимательно пригляделась и сделала звездами Збигнева Цибульского, Даниэля Ольбрыхского, Ежи Радзивиловича, Войцеха Пшоняка, Беату Тышкевич. Он положил начало польской школе кинематографа, со временем создав вокруг нее целое культурное пространство. Он первым из польских режиссеров заставил зрителей думать и каяться, верить и прощать. Признавался, что не хотел скрывать той правды, что жгла ему сердце, а потому всегда снимал так, как велела его совесть. Его последний фильм «Послеобразы» в этом году Польша выдвинула на «Оскар». К сожалению, сам режиссер результатов голосования академиков уже не узнает: Анджей Вайда скончался в Варшаве на 91–м году жизни.


Сегодня его дом в тихом интеллигентном варшавском районе Жолибож утопает в цветах. Несмотря на мировую известность и признание, Вайда никогда не был затворником, всегда охотно звал в гости и принимал у себя коллег, поклонников, журналистов. В июне этого года мы должны были встретиться с ним в Варшаве. Узнав, что в городе будут журналисты из Беларуси, режиссер с удовольствием откликнулся на нашу просьбу о встрече. От ужина в ресторане категорически отказался, пригласил к себе домой: там, мол, и разговор лучше пойдет. Увы, в назначенный день Вайду подвело здоровье — уже тогда его сердце подавало сигналы тревоги. Супруга Кристина в тот день и до последней минуты была с ним, последние 50 лет они не расставались дольше чем на пару дней.

Любовь всегда была рядом с Вайдой, и он не скупясь отдавал ее. Отдавал женщинам — любимой Кристине и актрисам, которых снимал. Публике: выбрать только одну — лучшую — работу режиссера сегодня, пожалуй, вряд ли кто–то решится. Он говорил, что счастлив, когда нужен людям, а они называли его героем своего времени, идущим против течения. В 2007–м Вайда снял «Катынь» — очень личный фильм о трагедии, которая так сильно ранила не только его семью (в Катыне НКВД убит отец Вайды, польский офицер), но и семьи тысяч других поляков. «Эта лента о той боли, которая сопровождала меня всю жизнь. Мы никогда не узнали, как и когда был убит отец, его тело не было найдено. Мать очень долго напрасно надеялась, искала через Британский и Швейцарский Красный Крест. И все время ждала, ждала, ждала…» — признавался режиссер после премьеры. Месяц назад на кинофестивале в Гдыне прошел специальный показ последнего фильма Вайды «Послеобразы» с Богуславом Линдой в главной роли. Перед показом в Музыкальном театре актеры, работавшие с Вайдой в разные годы, благодарили мэтра: «Обращаясь к нашей общей памяти, истории, ты учишь нас настоящему патриотизму, критичному к собственной истории, благородному, открытому для других», – под этими словами Анджея Северина, уверена, подпишутся все поклонники режиссера. 

Белорусский зритель Вайду очень любил: мэтр не раз бывал в нашей стране, носил почетное звание профессора белорусской академии искусств. Ученики его школы кинорежиссуры ежегодно представляют свои фильмы на конкурсах и фестивалях, в том числе на нашем «Лiстападзе». 

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 195 (25077). Вторник, 11 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter