Исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера Геннадия Полоки, снимавшего в Минске

Режиссер из прошлого

Картины Геннадия Полоки отличала неповторимая ироническая интонация

На фоне сегодняшнего, часто лишенного индивидуальности, сериального кинопотока мы все с большей ностальгией обращаемся к советскому кинематографу, заново пересматривая те или иные шедевры, открывая для себя тот или иной режиссерский мир. Какими разными были эти миры, какими непохожими друг на друга были эти шедевры! Можно только позавидовать тем, кто впервые откроет для себя кинематограф Григория Чухрая, Сергея Бондарчука, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Валерия Рубинчика, Игоря Добролюбова… В ярком ряду новаторов, создателей собственного кинематографического языка автор картин «Республика ШКИД», «Интервенция» и других интересных работ народный артист России Геннадий Полока. На этой неделе к 90-летию со дня рождения мастера телеканал «Культура» повторил его некоторые картины, а также программу «Монолог в 4-х частях».


Геннадий Иванович снял восемь картин, многие из них становились призерами международных кинофестивалей. В том числе Минского международного кинофестиваля «Лістапад». Он с успехом преподавал на кинофакультетах Белграда, Нью-Йорка, Лондона, в мексиканской киношколе имени Эйзенштейна и других заведениях. Возглавлял Международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век». Но все это было во второй половине творческой жизни, а первая складывалась не всегда удачно. В ней было немало испытаний: отсутствие работы и крыши над головой, закрытие на киностудии «Туркменфильм» первой картины «Чайки над барханами» по сценарию Юрия Трифонова. Фильм остался неоконченным, так как руководство Туркменской ССР осталось недовольно авторской интонацией, даже завело против режиссера уголовное дело, которое удалось закрыть только после вмешательства режиссера Ивана Пырьева и министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. 

Творческий путь Полоки неразрывно связан и с Беларусью. Некоторые свои картины, такие как «Наше призвание», «Его отпуск», «Я — вожатый форпоста», Геннадий Иванович снимал на киностудии «Беларусьфильм», также в его картине «Возвращение «Броненосца» можно увидеть наши минские улочки. Последняя работа — белорусско-российский фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева — тоже снималась в Минске. Городе, который Геннадий Иванович называл городом-загадкой. В его историческом центре у режиссера были свои любимые места. Картину «Око за око» украсили своей игрой наши известные белорусские и российские артисты: Геннадий Гарбук, Ростислав Янковский, Александр Голобородько, Владимир Гостюхин, Александр Ткаченок, Александр Семчев, Александр Кашперов и многие другие. 

Режиссера связывала особая многолетняя дружба с Владимиром Высоцким. На съемки картины «Один из нас» Высоцкий, которого тогда не утвердили, привел к режиссеру Георгия Юматова, который и сыграл главную роль. С Высоцким Полока встречался за сутки до кончины Владимира Семеновича. Режиссер вспоминал: «Последнюю свою песню он записал для моего фильма «Наше призвание». Помню, когда Высоцкий во время съемок «Интервенции» приезжал в Одессу, он постоянно кому-то помогал, кого-то куда-то устраивал. Так и в творчестве его постоянно разрывали на части, безжалостно эксплуатировали в личных интересах. Впрочем, в этой безотказности и заключался весь Высоцкий, в этом была магия его личности, которая завораживала всех».

В «Республике ШКИД» актер Сергей Юрский продемонстрировал весь диапазон своего таланта — от острой гротескности до мудрой сентиментальности.

В своих картинах Полока тяготел к острому рисунку, создавал историю на грани гротеска и черного юмора, своеобразно продолжал традиции народного балаганного театра, а также возрождал традиции Эйзенштейна и Мейерхольда, делая ставку на «монтаж аттракционов», яркий, образный кинематограф. Его стихия — трагикомедия, трагифарс и все возможные в данном случае нетривиальные вариации. Человек, знающий историю, имевший свой взгляд на многие исторические события, он постоянно вглядывался в прошлое, как будто пытался именно там, в прошлом, отыскать ответы на мучившие его как большого художника вопросы. В его картинах мы всегда найдем точную атмосферу прошедшей эпохи. Его шедевр «Республика ШКИД» получил признание и коллег, и простых зрителей. 
«Я не был реалистом, как и Параджанов, — признавался режиссер, — все доводил до крайности. Никогда не занимался буквоедством, всегда стремился овладеть стилем времени, ощутить эту стихию».
Не все принимали стиль Полоки. Так, картина «Интервенция» по пьесе драматурга Льва Славина с блестящим актерским составом (Владимир Высоцкий, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Ефим Копелян, Сергей Юрский) и музыкой выдающегося композитора Сергея Слонимского много лет пролежала на полке. Премьера ее состоялась только спустя почти двадцать лет после съемок. Стилистика картины оказалась слишком новаторской, режиссер признавался, что, ожесточенный штампами, накопленными кинематографом в фильмах о гражданской войне, он хотел возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений. Интересно, что при восстановлении «Интервенции» для озвучания режиссер привлекал еще неизвестного актера Алексея Булдакова, являвшегося с 1985 по 1993 год актером Театра-студии киноактера в Минске: «Некоторые куски фонограммы с голосом Высоцкого были в браке, и Булдаков отлично сымитировал голос Высоцкого». 

Полока снимался и как артист в таких картинах, как «Рокировка в длинную сторону», «Принц и нищий», «Как я был вундеркиндом», и других. После картины «Одиножды один», снятой по сценарию Виктора Мережко, стал художественным руководителем студии музыкальных фильмов творческого объединения «Экран» и активно работал с молодыми режиссерами около пяти лет, стал режиссером окончательного варианта фильма «Мелодия на два голоса». Но понял, что теряет собственный голос… 

В своей излюбленной ретростилистике снял масштабные и обаятельные ленты «А был ли Каротин?» (1989) и «Возвращение «Броненосца» (1996). В них мы по-настоящему ощущаем несломленный дух и неповторимую авторскую интонацию Григория Ивановича. После съемок исторической картины «Око за око» по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник» режиссер признавался в одном из интервью: «Беларусь обладает высоким потенциалом в киноискусстве, она сохранила традиции высококачественного кино, заложенные Валерием Рубинчиком, Леонидом Нечаевым, Михаилом Пташуком. Белорусская земля вообще богата талантами. А национальная киностудия благодаря государственной поддержке активно обновляется. Поэтому не случайно, что здесь сегодня снимается множество и российских картин. В то же время белорусские картины неизвестны российскому зрителю. Мы строим Союзное государство, а значит, фильмы, созданные в Беларуси, должны быть доступны российской публике, и необходимо поддерживать их в прокатной системе России. Потому что они заслуживают этого. И самый широкий прокат в России и Беларуси необходим для российско-белорусских картин. Тем более что сегодня появилось много современных кинотеатров». 

Геннадий Иванович Полока скончался в Москве 5 декабря 2014 года на 85-м году жизни. И сегодня его картины для режиссеров, занимающихся исторической тематикой, являются настоящей энциклопедией и примером хорошего вкуса. 

ЦИТАТА 

«Режиссер должен обладать литературным даром, актерским, музыкальным, навыками художника, должен быть компетентен в каждой из областей искусства. Это и определяло высокий профессионализм. Сейчас же ничего не стоит найти мало что знающего середнячка, который может быстро снять, а мастеров, владеющих профессией, все меньше. Чернуха оказала катастрофическое влияние на нашу киношколу, потому что для такого кино профессиональная несостоятельность не имела значения».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter