Очевидный выбор
По мнению доцента кафедры международных отношений ФМО БГУ Розы Турарбековой, инициативы белорусской стороны вполне логичны и вытекают из общей международной ситуации:
— Всевозможные санкции и ответные меры, протекционизм и торговые войны — вот те характеристики современных международных экономических отношений, которые сопровождали создание ЕАЭС. В подобных условиях, когда среда становится нестабильной, есть две стратегии. Первая — замкнуться на себе и закрыть свой рынок. Вторая — улучшить качество внутренней среды, увидеть в этом возможность для развития, воспринять все стрессовые факторы как вызов и стать более гибким, адаптивным и конкурентным. Очевидно, что вторая стратегия более перспективна. Что стоит за белорусскими предложениями? Прежде всего это равные условия хозяйствования для всех, исключение неформальных инструментов давления, безбарьерная среда и открытая товарная конкуренция. Что же касается, например, единого рынка энергоресурсов, то затягивание с его созданием грозит стать ахиллесовой пятой для союза.
Договор дороже денег
Солидарен с этой точкой зрения и политический аналитик Петр Петровский. Он обратил внимание на тезис Президента о том, что назрела необходимость установления разрешительного порядка введения национальных ограничительных мер, предполагающего их предварительное рассмотрение органами союза.
— Многие ведомства в странах ЕАЭС пытаются ввести различные ограничения, которые лоббируются узкими финансово-промышленными группами. Прежние механизмы контроля оказались малоэффективными. В итоге сохраняется так называемый внутренний евразийский трампизм. Из-за этого страдает выполнение договоренностей, на что не раз указывал Президент Беларуси.
Если уж договорились о чем-то, надо строго выполнять.
Например, по договору о ЕАЭС у нас с 2019 года должен был быть единый рынок электроэнергии. По факту он отложен до 2024 года. Это показатель того, что механизмы контроля за выполнением договора требуют пересмотра, — сделал вывод эксперт.
Пора действовать
В этом контексте важным представляется предложение Минска о том, чтобы предоставить Евразийской экономической комиссии полномочия обращаться непосредственно в Суд ЕАЭС, отметил генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов.
— Второе — переход на обязательное согласование с ЕЭК любых временных ограничений четырех свобод (перемещения товаров, рабочей силы, услуг и капитала) на национальном уровне. Наконец, третий кардинальный момент — заявление о том, что только переход на единую промышленную, агропромышленную политику способен избавить единое экономическое пространство от практики временных ограничений, — цитирует эксперта БЕЛТА.
Белорусская сторона предлагает начать предметную работу по дальнейшему повышению доли расчетов в национальных валютах государств-членов. Об этом давно и много говорят, но пора бы и действовать, считает Петр Петровский:
— Если в ЕАЭС максимально откажемся от валют третьих стран и перейдем на взаиморасчеты в национальных валютах, то усилим собственный финансовый суверенитет и не будем зависимы от других эмиссионных центров.
Не меньшее значение имеет предложение о формировании единой информационной политики для всех стран ЕАЭС. В качестве примера Роза Турарбекова привела подписание на недавнем саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге соглашения о пенсионном обеспечении для граждан стран союза:
— Хорошая новость, но для ее реализации необходимо привести в соответствие национальные пенсионные законодательства. А еще объяснить людям, что это дает на самом деле, дабы избежать двойного толкования. И это социальное измерение необходимо развивать, чтобы для простых граждан евразийская интеграция не была пустым звуком.
konon@sb.by