Сколько тратят на оборону в разных странах

Рейтинги и реальность

Умопомрачительную сумму шесть триллионов долларов потратили США на военные операции с 2001 года. При этом бюджет Пентагона бьет рекорд за рекордом, говорится в совместном докладе Вашингтонского института ближневосточной политики и Брауновского университета. На 2018 год в нем заложено более 700 миллиардов долларов. Китай обошли в четыре раза, а Россию — в пятнадцать! Казалось бы, куда уж больше. Но военно-промышленный комплекс США с каждым годом съедает все больше денег и постоянно требует добавки.

Вот что интересно. Даже при таких фантастических расходах американские эксперты предупреждают конгрессменов, что военным США не хватает инноваций и преимуществ, чтобы противостоять угрозам потенциального противника. Речь идет, разумеется, о России и Китае. Страшилки срабатывают на все сто. С каждым годом военный бюджет Соединенных Штатов растет как на дрожжах. На сей раз больше всего повезло американским летчикам. К 2030 году они получат еще 1000 бомбардировщиков, истребителей и беспилотных летательных аппаратов, пообещала недавно начальник штаба ВВС США Хизер Уилсон. 

Само собой, в Вашингтоне рассчитывают, что европейские союзники по НАТО подставят им плечо, увеличив финансирование на оборону альянса. Однако у Парижа и Берлина, похоже, иные планы. Президент Франции Эммануэль Макрон напомнил, что Франция союзник, а не вассал США. Поэтому она имеет полное право на самостоятельную военную политику. В качестве оной французский лидер назвал создание независимой от США единой общеевропейской армии. 

— Мы не сможем защитить европейцев, если мы не решим иметь настоящую европейскую армию. У нас должна быть Европа, которая обороняется сама по себе, независимо от Соединенных Штатов, — заявил Макрон.

Дональд Трамп отреагировал незамедлительно и в своем стиле:

— Эммануэль Макрон предлагает создать собственную армию для защиты Европы от США, Китая и России. Но Первую и Вторую мировые войны начала Германия — и чем это обернулось для Франции? Пока не подоспели американцы, им пришлось учить немецкий. Верните Франции величие!


Вместо громких заявлений президент США призвал Францию увеличить ее оборонный бюджет до 2 процентов от ВВП, как того требует НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг также не в восторге от “строптивости” французов и счел возможным их предупредить:

— У Европы недостаточно сил, чтобы справиться без взаимодействия с США. 

Очевидно, что заявления Макрона и возрождение идеи о создании единой армии ЕС — это ответ на резкую политику Трампа, который прямым текстом требует от европейцев оплаты услуг США по их защите. Публично демонстрируя независимость от Америки, Макрон пытается поднять свой просевший рейтинг. Быть может, даже вспомнил о лаврах Шарля де Голля, который после Второй мировой войны также предпринимал попытки дистанцироваться от США. Впрочем, есть во всем этом и сугубо прагматичный аспект. Макрону явно не по душе, чтобы европейские страны увеличивали свой оборонный бюджет для покупки оружия у США или у кого-то другого. Ведь именно Франция является одним из крупнейших производителей оружия в Европе. И создание единой европейской армии стало бы для французского ВПК весьма выгодным делом. 

Но пока этот замысел далек от реализации. Даже несмотря на то, что идею Макрона поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель. Лидер “Союза демократов и независимых” Жан-Кристоф Лагард видит здесь не только политический, но и моральный аспект:

— Чтобы армия была легитимной, необходимо прежде всего определить цели внешней политики и жизненно важные интересы для защиты. Но особенно необходим командующий, который принимает решение об отправке войск. Мы не сможем консультироваться с 27 главами государств и правительств, когда необходимо срочно действовать. Легитимность может быть только национальной.

Другая проблема носит технический характер. Какую модель брать за основу при создании европейской армии? Немецкую или французскую? В Германии применение военной силы возможно только с согласия Бундестага. Во Франции же глава государства (он же глава вооруженных сил) единолично принимает решение об участии в военных действиях. Достичь компромисса будет невероятно сложно. Тем более сейчас, когда ЕС переживает не период объединения, а, скорее, период разъединения. Это связано и с Brexit, и с противоречиями, которые возникли в Евросоюзе между странами старой и новой Европы и внутри некоторых государств. 

Кроме того, в ЕС довольно силен блок проамериканских стран. В первую очередь это Польша, страны Балтии, Румыния, на территории которой находятся объекты американской системы ПРО. Соединенные Штаты инвестируют десятки миллионов долларов в строительство военной инфраструктуры, размещение сил альянса, модернизацию авиабаз в Восточной Европе. Причем уже никто не пытается объяснить это угрозой со стороны Ирана, Сирии или Северной Кореи. Всем понятно, что новые планы нацелены на нейтрализацию главных соперников и конкурентов США — России и Китая. В такой системе координат сложно рассчитывать на полное согласие и взаимопонимание внутри Европейского союза по поводу создания объединенных вооруженных сил.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Авдонин, экономист


— Любые рейтинги строятся по определенной методике. В первую очередь следует учитывать такие показатели, как расходы бюджета на оборону, количество средств, выделяемых на закупку вооружения и военной техники, численность вооруженных сил, а также ассигнования на научно-исследовательские разработки. Это те ключевые параметры, которые характеризуют боеспособность армии и обороноспособность страны. За последние несколько лет Беларусь увеличила расходы на перевооружение. Белорусские предприятия ВПК сохранили свой потенциал со времен СССР и укрепили его в отличие от многих других постсоветских стран и государств Восточной Европы, которые в 1990-е и нулевые годы были вынуждены закупать вооружение у США, Германии, Франции, Великобритании, Италии. Но это были уже устаревшие образцы. Мы же сами разрабатываем новейшие комплексы, модернизируем имеющуюся технику. И в этом наше главное преимущество, благодаря которому белорусские Вооруженные Силы смотрятся гораздо лучше и выгоднее.


Юрий Зверев, военный эксперт


— По уровню военной мощи Беларусь превосходит такие страны НАТО, как Дания, Венгрия, Болгария, Словакия, Португалия, Бельгия, Хорватия, Албания, Словения, не говоря уже о странах Балтии. А по отдельным параметрам Беларусь впереди и более признанных военных держав. Например, по данным Global Firepower, танков в белорусской армии больше, чем у Германии, Франции или Великобритании. На вооружении ВВС и войск ПВО — современные зенитные ракетные системы С-300, ЗРК “Тор-М2”, радиолокационные станции “Роса-РБ” и “Восток-Д”, модернизированные истребители-перехватчики МиГ-29БМ, новейшая реактивная система залпового огня “Полонез”. Белорусские войска являются весомой составной частью региональной группировки войск Союзного государства. Создание единой региональной системы противовоздушной обороны увеличило общую эффективность противовоздушной обороны для России (в регионе ее действия) в 1,7 раза. Эффективность белорусской ПВО за счет взаимодействия с Россией возросла в 1,4—1,6 раза.

ФАКТ 

Россия возглавила рейтинг сильнейших армий Европы, составленный изданием Business Insider. По данным издания, в России более 3,5 миллиона военнослужащих, 20,3 тысячи танков, почти 4 тысячи самолетов, а оборонный бюджет составляет порядка 47 миллиардов долларов. Строчкой ниже находится Франция, а замыкает тройку сильнейших европейских армий Великобритания. Беларусь в этом рейтинге заняла 17-е место. Между тем в мировом рейтинге Military Strength Ranking (Firepower Index-2018) белорусская армия находится на 41-м месте (в прошлом году у нас была 49-я позиция). 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter