Ценности и идеалы: что же хочет защищать НАТО?

Революция в географии

По идее, генералы не любят громких слов. Слова — это оружие политиков и дипломатов. Для военных же оружие — пушки (образно, разумеется, с поправкой на эпоху)! Однако на прошлой неделе не орудийным, а именно словесным залпом в белый свет как в копеечку пульнул не кто‑нибудь, а генерал из генералов — председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр! Этот высокопоставленный военный в присутствии своих коллег — начальников генеральных штабов стран НАТО — заявил, что Североатлантический альянс вступает в новую эру коллективной обороны, когда оборонять/защищать надо уже не только (и не столько) территории и население стран, официально входящих в данный союз, но ни много ни мало — демократические ценности по всему миру!


Сами себе меняют правила

Правда, в официальных бумагах, точнее, в статье 6 Североатлантического (Вашингтонского) договора зона ответственности НАТО определена именно на территории стран‑участниц в Европе или Северной Америке. Кроме того, там же, в договоре, черным по белому написано, что члены альянса будут защищать «свободу, общее наследие и цивилизацию СВОИХ народов» и содействовать укреплению стабильности и повышению благосостояния в Североатлантическом регионе. О других географических зонах, как видим, в договоре не сказано. Хотя когда это кого останавливало?!
Ливия, Ирак, Афганистан, Сирия — страны хоть и не в Европе и Северной Америке, однако демократизаторы из НАТО там изрядно потоптались, неся смерть и разрушения под шумные разглагольствования о неких демократических ценностях и стандартах.
Или, скажем, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония — руководителей этих государств и их правительств генсек альянса Йенс Столтенберг в понедельник, 15 мая, лично пригласил поучаствовать в вильнюсском саммите НАТО, намеченном на июль. Не только знатоки географии, но и люди, далекие от этой увлекательной науки, обладающие лишь базовыми школьными знаниями, все же имеют право задать вопрос: к какой части света и какому континенту теперь относить эти страны, некогда размещавшиеся в Азии?

Видимо, предвосхищая этот вопрос, тот самый адмирал Бауэр неделю назад заявил, что НАТО взаимодействует со многими странами мира, и расценил этот факт как уникальный, но дающий, видимо, атлантистам право на вмешательство в дела всей планеты.

Война — удовольствие дорогое. Особенно в мирное время

Впрочем, чему удивляться? В погоне за мировой гегемонией НАТО и его «сердце» США уже давно выстроили систему военного присутствия в любой точке мира. Около тысячи военных баз и объектов и примерно 250 тысяч личного состава за пределами Северной Америки; 10 авианосных групп, рассредоточенных по всем океанам; 66 атомных подводных лодок, бороздящих глубины Мирового океана с крылатыми ракетами на борту; более 4 тысяч самолетов и вертолетов…
Таков далеко не полный перечень только американского военного потенциала, на поддержку и расширение которого в 2023 году планируется потратить 858 миллиардов долларов! Совокупный же военный бюджет всех стран НАТО планируется более чем 1,3 триллиона долларов (на 13 процентов больше, чем в прошлом году)!
Разумеется, на содержание вооруженных сил и производство новейших вооружений надо где‑то брать деньги. Военные расходы в мирное время — это всегда чистый убыток. Если армия (особенно большая) не воюет и не завоевывает трофеи (проще говоря — не грабит побежденных), то она постепенно разоряет государство. Вот и США своими постоянно увеличивающимися расходами, в том числе военными, довели государственный долг до рекордных величин.

Сегодня он превышает 31 триллион долларов и составляет 144 процента к валовому внутреннему продукту! Постоянный дефицитный бюджет США заставляет правительство регулярно заимствовать средства путем выпуска гособлигаций. А покупателями в основном выступают иностранные государства, крупные корпорации и частные инвесторы. Спрос на американские бумаги всегда был большой, а решить вопрос с выплатами можно было очень легко, включив печатный станок и вбросив в мировую финансовую систему дополнительные объемы налички. Благо деньги оседали где‑то там, за рубежом, не оказывая существенного давления на внутриамериканские финансовые рынки.

Однако сейчас кое‑что изменилось. Во‑первых, США подошли к потолку госдолга, установленному конгрессом, и депутаты поднимать этот потолок упорно отказываются. И не зря.  
С 1939 года разрешенные верхние пределы государственной задолженности Вашингтона увеличились в 70 раз!
Как говорится, всему же есть предел! Во‑вторых, с 2008 года государственные обязательства (трежерис) стала покупать и сама Федеральная резервная система, то есть часть долгов стала аккумулироваться в самих США. А тут включение печатного станка чревато высокой инфляцией и другими негативными процессами в самих Штатах.

В‑третьих, нездоровая какая‑то тенденция пошла: отказываться от долларовых активов. Так, Российская Федерация еще 12 лет назад накупила государственных американских бумаг аж на 176,3 миллиарда долларов, но санкции быстро и серьезно отрезвили желающих спонсировать чужую экономику. И теперь вклад России в американский госдолг всего около 2 миллиардов долларов.
Попытки целого ряда стран заменить в межгосударственных расчетах американский доллар на собственные валюты вкупе с претензией китайского юаня стать еще одной резервной валютой и перетянуть на себя часть международных финансовых операций явно ставят зеленый в затруднительное положение.

Ценности — духовные или материальные?

И вот тут мы потихоньку приходим к осознанию, какие же «демократические ценности» по всему миру вдруг решило защищать НАТО. Ценности‑то, оказывается, тут надо понимать не в духовном плане, не в смысле идеи, идеалов, а в самом прямом, меркантильном смысле!
Нефть, газ, иные сырьевые ресурсы, возможность и далее бесконтрольно грабить другие страны за счет несправедливой глобальной финансовой системы, основанной на доминировании американской валюты, — вот они, истинные ценности Североатлантического альянса, ради защиты которых можно и собственный договор нарушить, вмешиваясь в дела стран, к НАТО, Европе и Северной Америке отношения не имеющих.
Ну в самом деле, не вступаться же Вашингтону и его сателлитам за демократию в Молдове, например! Там же очень демократичненько так диктатор Майя Санду решила не признавать результатов выборов в автономной Гагаузии, где победила «пророссийский» кандидат. Но никакого осуждения от НАТО мы не видим.
Или зачем сохранять «общее наследие и цивилизацию» в Украине, где, ничтоже сумняшеся, диктатор Зеленский фактически запретил древнейшую, традиционную и самую многочисленную конфессию — православие (ну конечно же, это «пророссийское» православие. Понимать надо!). Да и вообще, «желание жить в мире со всеми народами и правительствами» (это из первых строк Североатлантического договора 1949 г.) — это же не про попытку закончить войну в Украине (а лучше было и не развязывать, потакая желаниям украинской нацистской элиты), не про постоянные провокации против Китая, не про многострадальный Ирак, не про несчастную Сирию...
В общем, новый крестовый поход Запада за ценностями объявлен. Надежда лишь на то, что НАТО будет ожидать опыт и участь предыдущих крестоносцев. Историю только поучите.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter