Революция с приставкой «нано»

Если  сегодня  Беларусь  упустит  момент, говорить  о  конкуренции  на  равных  завтра  уже  не  придется

Если  сегодня  Беларусь  упустит  момент, говорить  о  конкуренции  на  равных  завтра  уже  не  придется 

Все в этой жизни когда-нибудь кончается. Даже казавшиеся неисчерпаемыми запасы углеводородного топлива Земли приближаются к своему историческому пределу: счет идет на несколько десятилетий... Солнце, ветер и расщепление мирного атома – список альтернативных источников энергии не очень богат. И потому водород, похоже, единственная надежда энергетиков планеты. Как в этих условиях снизить энергозатраты на производстве? Какие новейшие материалы придут на смену нынешним? Должен ли ученый иметь право на риск? Эти непростые вопросы поставили перед собой делегаты, собравшиеся вчера на секции физико-технических наук в БНТУ. 

— В энергосбережении без новых технологий не обойтись. Иначе как, спрашивается, снизить объем потребляемого топлива? Если сегодняшние печи имеют средний коэффициент полезного действия 5 процентов, мы уже разработали образцы с показателем 45. Дело за малым, — говорит академик Сергей Жданок (на снимке), директор Института тепло- и массообмена НАН Беларуси, руководитель секции физико-технических наук. – Второй важный вопрос – разработка качественно новых материалов, которые будут дешевле, прочнее, смогут работать в экстремальных условиях и выйдут на новый уровень термостойкости. Речь идет о нанотехнологиях, которые позволяют управлять свойствами вещества и добиваться нужного результата. Это база всего машиностроения ближайших десятилетий: ведь ХХI век – эра наноструктурированных материалов. Представьте себе состав, который в сотни раз превосходит по прочности металл или алмаз. Уже сегодня это не фантазия и не гипотеза – предмет лабораторного исследования.  

Ученые называют этот переход революционным, сравнивая его по значимости и масштабу с информатизацией и стремительным развитием в мире информационных технологий. На кону ни больше ни меньше – интересы национальной экономики: если сегодня Беларусь упустит момент, говорить о конкуренции на равных завтра не придется.  

— Инновационный путь развития страны не возможен без права ученых на риск. Новое всегда создается на грани возможного, на стыке наук, путем проб и ошибок. Вспомните, сколько ракет Королева упали, прежде чем одна все-таки смогла полететь. Что было бы, если б после первой же попытки ему сказали: «Все, довольно. Ваш проект не имеет права на жизнь», — рассуждает Сергей Жданок. – Ответственность ученого за результаты своих исследований это неплохо. Мертворожденных, трудно реализуемых на практике теорий не должно быть много. Но нельзя забывать и другое: чтобы найти крупный алмаз, порой приходится перелопатить тонны руды.       

— Говорить об увеличении экспорта, повышении качества и конкурентоспособности отечественной продукции без материалов ХХI века невозможно. Это касается всех без исключения отраслей: и машиностроения, и энергетики, и аграрного сектора… Поставлена задача изготовить детали и узлы с ресурсом безремонтного пробега до 1 миллиона километров. Валовой продукт за пятилетку должен увеличиться на 50 процентов, при этом энерго- и металлоемкость единицы ВВП должна сократиться вдвое, — рассказывает академик Петр Витязь, первый заместитель председателя президиума НАН Беларуси. – Формула успеха ученым известна: новые технологические процессы, активное применение новейших сверхтвердых материалов и тесная связь высшей школы с производством. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter