Карту борьбы с коррупцией организаторы госпереворотов используют чаще всего

Революция розовых очков

Когда-то Грузия тоже стала на след якобы очищения от мздоимства и продажности чиновников. Только средством искоренения порока выбрала бунт, а не методичную работу правоохранительных органов. Итог плачевен. В стране до сих пор не умолкают протесты. И сейчас эти акции инспирированы уже не вопросами продажности власть предержащих, разворовыванием госимущества и падением уровня жизни граждан. Причиной оказался малопонятный большинству законопроект об иноагентах, который вообще далек от забот среднестатистического обывателя. Но, ступивши раз на скользкий путь, падать порой доводится долго.

Начинают с обвинения во взятках

Грузия после прихода к власти в 2012 году прагматиков из партии «Грузинская мечта» стала вести более взвешенную и гармоничную политику, усилила сотрудничество со всеми соседями, начала проводить многовекторную политику, все более сопрягая ее с национальными интересами.

Понятно, что политические силы (прежде всего на Западе) не устраивает хоть и робкая, но все же попытка суверенизации Грузии. Корень всего лежит в событиях еще 2003-го, когда в этой стране при помощи иностранных фондов совершили «цветную революцию».

Оппозиция в лице Михаила ­Саакашвили тогда решила не признавать своего поражения. Под видом борьбы с якобы фальсификацией выборов и «коррупционером» Эдуардом Шеварднадзе были организованы массовые акции протеста, завершившиеся захватом парламента и принуждением тогдашнего президента Грузии уйти в отставку.

В результате государственного переворота к власти пришел ставленник Запада Михаил Саакашвили, он начал углублять свои отношения с ЕС и НАТО. Для этого им были созданы самые благоприятные условия для работы в стране западных фондов, которые финансировали различного рода программы, организации и инициативы.

После ухода Саакашвили со своего поста стало очевидно, что засилье зарубежных фондов и НКО противоречит построению действительно независимого и суверенного грузинского государства. Для Брюсселя и Вашингтона принятие законопроекта об иноагентах сильно ограничит влияние на грузинское общество. Только 63 средства массовой информации Грузии на сегодняшний день финансируются извне. Поэтому Запад готов и дальше инспирировать протесты вплоть до государственного переворота.

Методички Шарпа

Сильное противодействие суверенизации в Грузии, которое можно сегодня наблюдать, стало итогом многолетней работы сети иностранных агентов и фондов в этой стране. Они расцвели с особой силой именно после «революции роз 2003 года».

Дело в том, что так называемые фонды и НКО являются инструментами не просто влияния, но даже и управления странами из-за рубежа. Если же руководство государства перестает устраивать спонсоров этих фондов, то они могут организовать госпереворот в гибридной форме. И механизм здесь простой: науськать народ на любой протест, бунт или столкновения. И раскачка начинается, как правило, через вброс в инфопространство коррупционного инсайда.

Уже мало кто помнит причины Майдана в Украине в 2014-м. Неспециалисту сложно вспомнить, что самосожжение Мухаммеда Буазизи стало катализатором кровавых событий «арабской весны». Однако самой благоприятной почвой для распространения недовольства и протестных настроений всегда являлись обвинения во взятках. Эта тема раскручивается наиболее методично.

За примерами далеко ходить не стоит. Уже полузабытый президент Литвы Роландас Паксас, который пытался выстроить прагматичное сотрудничество с Беларусью и Россией, именно через раскрученный коррупционный скандал был скомпрометирован и снят с должности. Департамент госбезопасности (ДГБ) Литвы передал руководству сейма документы, свидетельствующие, по мнению ДГБ, о связях окружения Роландаса Паксаса с «международной преступностью». Временная комиссия сейма пришла к выводу, что Паксас может находиться «под влиянием ряда лиц», что «создает угрозу национальной безопасности» страны. В 2003-м сейм создал комиссию по расследованию фактов, которые могли бы стать основанием для вынесения президенту импичмента.

После ухода с поста президента Литвы, в 2005 году верховный суд Литвы оправдал Паксаса. Однако было уже поздно. Более того, литовские власти так и не отменили ему сразу пожизненный запрет баллотироваться на пост президента Литвы. Этот запрет снят в 2015-м.

Можно вспомнить, что предвосхищали различные попытки майданов какие-либо раскрученные расследования о коррупции. Так давили на Кучму и Януковича в 2004 и 2013 годах, и результаты сегодня видны. Похожая ситуация была с президентом Кыргызстана Бакиевым, грязная информационная кампания против него послужила катализатором государственного переворота в 2010-м.

Да и сейчас можно наблюдать, как беглый российский олигарх Ходорковский сколотил антикоррупционный центр «Досье», через который пытается подбить российское общество к недовольству и протестам. Посмотрите, в России расцвела коррупция. И поэтому надо менять власть. Конечно, очень смешно верить в искренность беглого олигарха, что он, мол, за правду и справедливость. 

Однако же так получается, что история ничему не учит. Вспомним хотя бы нашу горемычную южную соседку, где до недавнего времени люди действительно верили в партии, голосовали либо за ставленников олигархов, либо даже за самих олигархов. Чего стоят эти «слуги народа», боровшиеся якобы с коррупцией и за справедливость.

Накопать компромат

Поэтому неудивительно, что беглые опять подняли вопрос о поиске счетов Александра ­­Лукашенко за границей. И это уже не в первый раз. Первопроходцем здесь был 43‑й президент США Джордж Буш-младший, который еще в начале 2000‑х бил себя в грудь на трибуне конгресса США, обещая найти заветные миллиарды Александра ­­Лукашенко. ­­Президент Беларуси всегда говорит прямо и откровенно: «Найдете — забирайте!» Но никто ничего не нашел. И не найдет. Потому что это просто фейк.

Тем не менее качать продолжают. Это и понятно. Беларусь переживает важнейшие политические события. В стране вошла в силу новая редакция Конституции. Избраны новые созывы верхней и нижней палат Парламента. Сформировано VII Всебелорусское народное собрание, оно наделено конституционным статусом и стратегически важными полномочиями. В 2025 году нас ожидает президентская избирательная кампания, после которой даже та дутая, воображаемая легитимность структур беглых окончательно потеряет свою видимость.

Понятно, в такой ситуации Запад будет искать все новые и новые инструменты влияния для организации госпереворота. Однако белорусы, выучившие уроки 2020-го, должны четко понимать, что ни одно государство, прошедшее через горнило «цветной революции», не расцвело и не стало успешным.

Наоборот, эти страны можно по ряду параметров охарактеризовать как failed state, т.е. «несостоявшееся государство». Технология «цветной революции» создает иллюзию борьбы за справедливость и правое дело. Неподготовленный человек как будто надевает розовые очки, сквозь призму которых и видит якобы выявление коррупционеров и взяточников. А на самом деле это банальные приемы манипуляции сознанием. Совершить «цветную революцию» особого ума не стоит, а вот разгребать ее последствия — сложный и порой тернистый путь. События в Грузии являются тому яркой демонстрацией.

Петр Петровский, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter