Революции земле противопоказаны

Не успел Президент принять вице-премьера Александра Попкова с докладом о разработке программы реформирования агропромышленного комплекса страны в 2001 - 2005 годах, как насчет этого проекта появилось немало домыслов и предположений.
Не успел Президент принять вице-премьера Александра Попкова с докладом о разработке программы реформирования агропромышленного комплекса страны в 2001 - 2005 годах, как насчет этого проекта появилось немало домыслов и предположений. Причина в общем-то понятна: наша аграрная отрасль, несмотря на колоссальную финансовую и организационную помощь государства, работает неэффективно. Это касается и ассортимента продукции, и ее качества, а главное - финансовой стороны дела. Подобные проблемы достойны, конечно, широкого обсуждения. Вопрос в другом: насколько радикальными могут быть реальные действия властных структур в таком консервативном с социальной точки зрения секторе экономики, как сельскохозяйственный?

При ответе на этот вопрос не избежать аналогий с Россией. И не только по причине общности исторических судеб, но и по той, что именно сейчас там обсуждается краеугольный принцип любой аграрной политики - вопрос о собственности на землю. Право частной собственности на нее в России продекларировано Конституцией, и хотя оно еще не воплощено в федеральные законы, больше половины всей земли сельхозназначения, по словам министра экономического развития Германа Грефа, уже принадлежит конкретным лицам или частным структурам. Тем не менее земельный кодекс, где было бы подробно прописано право частной собственности на землю, российской Думой не принят.

Вызван ли некоторый подъем российского АПК либерализацией земельных отношений? Разработчики белорусской программы реформирования агросектора - а это представители едва ли не всех экономических ведомств под эгидой специалистов Совмина - так, судя по всему, не считают. Во всяком случае, вопрос о собственности на землю в Беларуси в 150-страничном документе не рассматривается, сообщили редакции в Минсельхозпроде. Стоит ли говорить о нерыночности наших аграрных - да и не только - руководителей. Причина, думается, глубже. Увы, прав глава Комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Александр Азарченков, утверждая, что сложно убедить колхозников при их бедственном положении в необходимости реформирования села. Очевидно, и по этой причине речь в подготовленном правительством документе идет скорее не о реформе в полном понимании этого слова, а об оптимизации организационно-производственной структуры отрасли.

В первую очередь намечается создание сквозных производственно-коммерческих объединений, включающих зоны по производству сельхозсырья, крупные откормочные комплексы, предприятия по переработке мяса, молока и торговую сеть для реализации конечной продукции. Цель - повысить эффективность, снизив издержки. Ради этого же предполагается вывести из севооборота примерно 574 тысячи гектаров неплодородных земель. Увы, урожай в 10 - 15 центнеров зерна с гектара не окупает затрат. Выгоднее пустить такие земли под лес, луга, многолетние кормовые угодья.

Предполагается также продолжить концентрацию производства. Крепкие и средние хозяйства, убежден начальник главного управления экономики Минсельхозпрода Семен Шапиро, выживут. Остальным придется либо присоединяться к тем, что покрепче, либо искать инвестора или нового хозяина.

Перемены предстоят и в перерабатывающей сфере. Зачем стране 118 молокозаводов, если они загружены всего на 20 процентов? То же - с льнозаводами: льна-долгунца собираем втрое меньше, а 54 завода как были, так и остались. Более полутысячи в стране мясоперерабатывающих цехов и заводиков, тогда как современно оснащенные мясокомбинаты загружены на одну пятую, и т.д. Высвобождаемые мощности будут перепрофилированы либо законсервированы или проданы.

В целом же предполагается усилить экономические методы управления отраслью, резко повысить ее эффективность. Конкретные пути решения этой задачи еще обсуждаются. Достаточно сказать, что, прежде чем вынести программу на суд Президента, ее переделывали 4 раза, а вариантов действий рассмотрено, по разным мнениям, от 6 до 9. Сформулированная в итоге концепция, как уже сообщала вчера СБ, получила одобрение Александра Лукашенко. Но работа над ней продолжается. Проект программы будет рассмотрен на представительном совещании у Президента с участием широкого круга специалистов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter