Ревизия кошелька

Как директору стимулировать работника?

Как директору стимулировать работника?


Осенью зарплаты могут вырасти. И существенно. В Правительстве рассматривается предложение поднять тарифную ставку первого разряда на 25 процентов. Никогда за последние годы эта ставка не поднималась еще так высоко за один раз. Если это произойдет, средняя зарплата бюджетников к декабрю вырастет на 80 долларов. Серьезно должны увеличиться и доходы тех, кто занят на производстве.


Вопрос повышения заработной платы — сейчас один из самых острых. Ведь около 600 тысяч человек в стране получают меньше 200 долларов в месяц. От 200 до 500 долларов зарабатывают 900 тысяч работников. При существующих ценах такие зарплаты следует признать весьма скромными. Нижнюю планку доходов нужно поднимать. Это очевидно. Это признают и в Правительстве. Но не менее важна и другая сторона проблемы. Сегодня многие квалифицированные специалисты получают вроде бы приличные зарплаты. Но тем не менее они ощутимо ниже, чем реальная рыночная стоимость их труда. Когда–то итальянский экономист Парето вывел формулу: 20 процентов усилий создает 80 процентов результата. Или в иной транскрипции: 20 процентов людей создают 80 процентов продукта. Как стимулировать «рабочих лошадок», труд которых приносит предприятиям наибольший эффект? Позволяет ли нормативная база платить лучшим строителям, механизаторам, инженерам, менеджерам и т.д. столько денег, сколько они заслуживают?


С этим вопросом я обратился к специалистам, работающим в реальной экономике.


Игорь Кузюкович, заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО «МАПИД», рассказал, что сегодня строительные предприятия серьезно скованы в начислении зарплаты законодательством. Именно в этом причина того, что наиболее умелые каменщики, штукатуры, облицовщики уезжают за рубеж или уходят на «шабашки». «Хороший строитель должен получать 1,5 — 2 тысячи долларов, — уверен Кузюкович. — Но какая организация заплатит ему «по-белому» такие деньги?» По словам собеседника, повышать тарифную ставку можно только на показатель «роста объема производства в сопоставимых ценах». Проще говоря, заработало предприятие в нынешнем месяце на 10 процентов больше, чем в предыдущем, на столько можно увеличить и базовую ставку по зарплате. Но как быть тем организациям, которые сегодня работают на пике своих возможностей и уже не могут прирастать по 10 — 20 — 30 процентов в месяц? Напрашивается вывод: надо увеличивать премии лучшим сотрудникам. «Но ведь сегодня отнести на себестоимость можно лишь такую сумму премиальных, которая не превышает 30 процентов фонда оплаты труда. Условно говоря, если работник заработал 1 миллион рублей, то размер начисленной премии составит 300 тысяч, — объясняет заместитель генерального директора МАПИДа. — Если я хочу заплатить ему больше, то должен сделать это из прибыли». По мнению И.Кузюковича, если бы существующие ограничения на премирование были сняты, то доля зарплаты в себестоимости одного квадратного метра увеличилась бы с 7 — 9 процентов до 10 — 12. «Не думаю, что это критическая цифра, в то же время проблема с кадрами в строительстве не стояла бы так остро».


Гендиректор научно–производственного предприятия «Агат–Систем» Валерий Сысоев также отмечает архаичность нынешней нормативной базы, регулирующей оплату труда. «Да, я, как и другие руководители, имею право стимулировать лучших сотрудников из прибыли. Но это очень затратный вариант. Допустим, у меня есть миллион прибыли, который я хочу выплатить работнику в качестве бонуса. Сначала я должен уплатить налог на прибыль — 24 процента. Потом, поскольку деньги направляются на оплату труда, 35 процентов из оставшейся суммы уйдет в фонд соцзащиты, — растолковывает «бухгалтерию» премирования из прибыли В.Сысоев. — Наконец сотрудник из полученных денег должен заплатить подоходный налог. В итоге тот миллион, который был на счету предприятия, превратится в 300 — 400 тысяч на руках работника. То есть две трети пойдет не в кошелек специалиста, а в бюджет!»


По словам В.Сысоева, повышать зарплату за счет увеличения тарифной ставки также не всегда разумно. «Скажем, я хочу увеличить оклад своим инженерам, программистам и конструкторам, то есть тем сотрудникам, которые являются «тягловыми лошадками» на предприятии, — моделирует ситуацию собеседник. — Но у меня нет возможности повышать базовую ставку выборочно: повышение должно охватывать все предприятие. В итоге дополнительные деньги получат не только программисты, но и бухгалтеры, водители — весь обслуживающий персонал. То есть вместо точечного стимулирования самых ценных кадров происходит распыление ресурсов».


Не менее острые оценки существующей практики оплаты труда звучат и из уст аграриев. Николай Радоман, председатель правления СПК «Снов», обращает внимание и на такой аспект: «Всем известно, что уборочная для комбайнеров — золотая в материальном смысле пора. Но ведь помимо них целый месяц по 16 — 17 часов в сутки без выходных трудятся руководители хозяйств, агрономы, главные специалисты. Почему они, работая фактически в две смены, не могут зарабатывать во время уборки в два раза больше? Почему законодательство не дает такой возможности?»


По мнению Николая Радомана, систему начисления зарплаты нужно сделать более рыночной. Впрочем, руководитель одного из самых успешных в стране хозяйств считает, что и полная свобода в этой сфере опасна. «В «Снове» средняя зарплата — 880 тысяч. Это не так много, но это заработанные деньги. Однако я знаю некоторые «лежачие» хозяйства, руководители которых окончательно добивают предприятие популистскими зарплатами. Как можно платить миллион и больше, если экономика колхоза нулевая? — делится наблюдениями Н.Радоман. — Что будет, если убрать все ограничения? Боюсь, кое–где наемные директора будут просто проедать финансы предприятий, увлекшись незаслуженными надбавками и премиями».


Что ж, это предостережение кажется резонным. Впрочем, очевидно и то, что действующая «нормативка» в сфере оплаты труда превратилась в сковывающий инициативу «железобетон». Простых решений проблем, накопившихся в этой крайне деликатной сфере, наверное, нет. Возможно, искать их стоит не только на поверхности — в системе установленных Министерством труда и соцзащиты коэффициентов, — но и глубже, среди базовых механизмов экономики. На наш взгляд, тема достойна широкого обсуждения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter