Гомельский следователь рассказал о коррупционных преступлениях в области

Реверс белых воротничков

Чиновник, руководитель, бизнесмен, доктор или преподаватель... Коррупция среди них всегда вызывает резонанс. Несмотря на то что в основе взяток и прочих злоупотреблений лежит исключительно личный интерес, подобные преступления задевают прежде всего интересы общественные. Ибо должностная корысть расшатывает устои изнутри. Потому и государственный приоритет остается неизменным: за чистоту помыслов, рук и рядов.

Тема, понятно, непростая. Люди, которые оказываются фигурантами коррупционных уголовных дел, большей частью грамотные управленцы и опытные специалисты. Но в том и состоит испытание властью и возможностями. Жить на одну зарплату удается далеко не всем. Мой собеседник Максим Спринцин — заместитель начальника следственного управления УСК по Гомельской области — уже несколько лет плотно занимается коррупционной проблематикой. Суть вопроса знает в деталях:

— Преступления этой категории относятся к наиболее сложным. По–хорошему, следователю нужно быть специалистом в разных сферах. Сегодня, например, в банковской, завтра — в металлургической. Здесь не справиться без способности оперативно вникнуть в суть, объективно ее оценивать. Подчеркну: объективно оценивать. Ведь это для нас постановление о возбуждении уголовного дела — рабочий документ. А для человека — перелом в биографии. Поэтому подобные решения должны быть обоснованы и подкреплены железными фактами.

— Надо полагать, факты даются непросто?

— И это объяснимо. Как правило, имеем дело с людьми, у которых есть административный ресурс и финансовые возможности, позволяющие управлять ситуацией. Обычно они страхуют свой каждый шаг. Сейчас деньги в руки стараются не брать, по телефону коррупционные сделки не обсуждать... Но и наши методы меняются. На месте не стоим.

Завожу разговор о тенденциях и особенностях этого года. Спринцин для начала выделяет то, что озадачивает и обращает на себя внимание. К примеру, приписки в сельском хозяйстве. Несмотря на то что их масштабы теперь куда скромнее, чем прежде, избавиться от этого пока не удается. Ныне подобные уголовные дела возбуждены в отношении главного зоотехника одного из хозяйств Буда–Кошелевского района, руководителей двух предприятий Речицкого района. Замначальника понятно объясняет:

— Это отголоски выполнения показателей, которые доводятся районными органами власти до предприятий. Руководители и специалисты выполняют их на бумаге, чтобы создать видимость достижений, получать премии. Но в конечном итоге вредят и себе, и своему хозяйству, и экономике в целом. Цифры роста объема производства не подкреплены реальной продукцией, а платить за нее зарплату нужно реальными деньгами.

— В этом же, — спрашиваю, — и природа дутой статистической отчетности предприятий? До сих пор на слуху судебные процессы по бывшим руководителям Наровлянского завода гидроаппаратуры, Мозырского спиртоводочного завода. Сейчас вот птицефабрики «Белоруснефть — Особино»...

— Да, манипуляции со статистикой — ложный путь. Нужного результата он не даст. Управленцы должны понимать и осознавать, чем обернется подобная схема действий.

Но это проблемы в основном известные. Из новых же веяний нынешнего года — финансовые манипуляции в банковской сфере. В центре внимания следствия оказались филиалы сразу двух крупных банков в Гомеле и Жлобине. Причем общий масштаб хищений впечатляет — более 1,5 миллиарда рублей. Максим Спринцин знает ответ на вопрос, почему это удавалось:

— Отсутствие должного контроля и в том, и в другом случае. Образно говоря, нажатие двух кнопок клавиатуры — и деньги в твоем распоряжении. Сложно устоять перед соблазном. После завершения расследования этих дел в адрес банков нами были направлены представления. Полагаю, нужный урок извлечен.

Немалый резонанс в этом году вызвало коррупционное дело заведующего диспансерным отделением областной клинической психиатрической больницы. Максим Спринцин относит его к разряду нетипичных. Взятки медикам за выдачу листков трудоспособности — уже классика жанра, а вот справки, допускающие лиц с психофизическими заболеваниями к вождению, — нонсенс. Однако теперь уже из реальной практики. Детали уточняет заместитель начальника следственного управления:

— Опытный врач. На хорошем счету. Но... Выдавал справки о снятии с учета, уничтожал медицинские документы. Ему вменяется в вину 14 эпизодов взяточничества. Думаю, без лишних слов понятно, какие могут быть последствия такого отклонения от правовых норм.

По мнению собеседника, последние перемены коррупционного законодательства создают хороший задел для предупреждения служебных преступлений. Особая ставка делается на профилактику. И здесь свою роль могли бы сыграть антикоррупционные комиссии, созданные на предприятиях и в организациях. Однако пока эту миссию они явно не выполняют. Большинство из них, как показывает практика, работает только на бумаге.

Кстати

За 9 месяцев этого года в Гомельской области зарегистрировано 322 коррупционных преступления. Для сравнения: в минувшем году за такой же период было 251. Доминируют хищения путем злоупотребления служебными полномочиями и получение взятки.

dralukk73@mail.ru

Фото УСК по Гомельской области.

Советская Белоруссия № 222 (24852). Вторник, 17 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter