Рецепты спасения СНГ...

Пришла ли пора распускать Содружество? После успеха очередной «цветной революции» в Киргизии стало ясно, что эффект «оранжевого домино» на постсоветском пространстве остановить будет нелегко. Матрицу изобрели простую и безотказную и накрыли ею всю территорию СНГ. Может создаться впечатление, что противопоставить этой политтехнологии просто нечего. Сценарий утвержден в соответствующем обкоме, бюджет выделен, режиссеры уже подбирают массовку. В таком случае возникает только один вопрос: кто окажется следующим кандидатом и когда очередная «бархатная революция» произойдет? Но политическая ситуация непрерывно меняется, и поле для игры, как и возможность переиграть противника, существует всегда.
Пришла ли пора распускать Содружество? После успеха очередной «цветной революции» в Киргизии стало ясно, что эффект «оранжевого домино» на постсоветском пространстве остановить будет нелегко. Матрицу изобрели простую и безотказную и накрыли ею всю территорию СНГ. Может создаться впечатление, что противопоставить этой политтехнологии просто нечего. Сценарий утвержден в соответствующем обкоме, бюджет выделен, режиссеры уже подбирают массовку. В таком случае возникает только один вопрос: кто окажется следующим кандидатом и когда очередная «бархатная революция» произойдет? Но политическая ситуация непрерывно меняется, и поле для игры, как и возможность переиграть противника, существует всегда. Многие наблюдатели отметили, как спокойно прореагировал Владимир Путин на революцию в Киргизии. «Развитие событий не стало для нас чем-то неожиданным, это результат и слабости власти, и накопившихся социально-экономических проблем», — заметил Путин. И пока можно констатировать, что результат «оранжевого сценария» оказался приемлемым для Москвы. Возможно, в Киргизии Кремль сработал на опережение, а Соединенные Штаты, финансировавшие «революцию тюльпанов», испугались, что в Бишкеке может победить исламский фундаментализм и тогда проиграют все. Впрочем, слова Черчилля «американцы обязательно найдут верное решение любой проблемы, сперва перепробовав все остальные» в наше время устарели. Американцы больше не пробуют, а прут напролом, не смущаясь тем, что могут в результате получить огромный Афганистано-Ирак – неуправляемый, голодный, расширившийся от моря до моря. Стоит отметить, что почти все режимы в СНГ стабилизованы исключительно внешним образом, а именно относительным невмешательством США и России. Как только США сочли для себя необходимым усилить влияние в СНГ, режимы посыпались… А бюрократия СНГ оказалась бессильной эти процессы остановить. Находясь в Ереване, Владимир Путин публично признал явные нелады внутри СНГ. Он, в частности, заявил: «Если в Европе страны ЕС совместно работали для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода. Все остальное – политическая шелуха и болтовня». Оценивая нынешний статус Содружества, Путин назвал его «весьма полезным клубом», удобной «площадкой», где «руководители стран могут регулярно встречаться, говорить о проблемах и либо решать их, либо выносить на двустороннюю основу и в интеграционные объединения». Многие эксперты прокомментировали это высказывание Путина в том смысле, что Россия готова прекратить борьбу за доминирование на постсоветском пространстве. Мол, «крепость Россия» переходит от нападения к обороне и поднимает мосты, опасаясь «оранжевой заразы». Такое умозаключение можно назвать слишком поспешным и явно преждевременным. Хотя выводы относительно будущего СНГ, сделанные на 13-й ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), проходившей незадолго до визита Путина в Ереван, вряд ли можно назвать утешительными. Авторы доклада, подготовленного СВОПом, констатируют: «СНГ в конечном счете оказалось неспособно разрешить наиболее серьезные внутренние конфликты… Сегодня очевидно, что решение проблем Нагорного Карабаха, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в рамках Содружества невозможно, а политическая воля сделать это… или отсутствует, или сознательно подавляется». И теперь, подчеркивают авторы доклада, в ситуацию все активнее вмешивается Запад: Москва рискует остаться за бортом урегулирования постсоветских споров со всеми вытекающими последствиями. В связи с углублением «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве государства СНГ просто будут «разобраны» через несколько лет по «зонам интересов» между США, ЕС и Китаем. В таких условиях эксперты СВОПа предлагают три глобальные модели будущего СНГ. Первая: Содружество «замораживается» в нынешнем виде как площадка для неформального диалога президентов. Вторая модель предусматривает отказ от СНГ как затратного и неэффективного механизма. Третья, условно названная «мини-СССР», предполагает выделение некоего «ядра», вокруг которого пойдут объединительные процессы на новых условиях. Это может быть и схема «двух ядер» — Союза России и Беларуси, а также кооперация России с Украиной и Казахстаном. Безусловно, заслуживает внимания последняя модель, так как она не предполагает роспуска Содружества. Но «гарантированно надежных» союзников у Москвы остается все меньше, и отколоться в ближайшие годы может любой. Кроме Беларуси, не меняющей курса на интеграцию. Несмотря на то, что продолжает выдвигать новые и поддерживать старые интеграционные идеи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в этой стране тоже зреют предпосылки для «цветной революции». В связи с бушующими на постсоветском пространстве ветрами «оранжевых» перемен новый смысл приобретают предстоящие визиты в Казахстан Юлии Тимошенко и Михаила Саакашвили. Украина и Грузия чрезвычайно заинтересованы в Казахстане как в «нефтяном государстве» и наверняка попытаются переориентировать Нурсултана Назарбаева на сотрудничество с такой организацией, как ГУУАМ, которая рассматривается многими аналитиками как антипод ЕвразЭС. На встрече Владимира Путина с Александром Лукашенко в Сочи шла речь не только о двусторонних отношениях, но и о будущем СНГ и путях его реформирования. Неформальный саммит СНГ запланирован на 8 мая, канун 60-летия Великой Победы. Вряд ли перед этим святым днем лидеры Содружества отважатся признать бесперспективность СНГ. Но кризис назревал не один год, и объединительные мотивы, увы, не могут более диктоваться ностальгическими эмоциями. Только реальный и вдохновляющий проект совместного будущего способен вернуть Москве роль объединительного центра. Хотелось бы услышать из Кремля обнадеживающие слова о том, что Россия сосредотачивается, перестает сдавать свои позиции и не отказывается от своей консолидирующей роли. В год 60-летия Победы это был бы для всех лучший подарок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter