Рецепты единого рынка

О модернизации промышленности

Без модернизации промышленности придется туго. Это факт. Вряд ли еще кто–то его не усвоил. Однако техническое переоснащение предприятий — полдела. Кому нужна высококачественная продукция на складах? Надо уметь ее продавать. Особенно на внешних рынках. Завоевывать и держать их, ни в коем случае не сдавать позиции. Легко ли это? Универсальных и подходящих абсолютно для всех отраслей хозяйства рецептов здесь, наверное, нет. Но рынок он на то и рынок, чтобы основные законы экономики на нем работали. И общий маркетинг никто не отменял.


Как успешно продавать свою продукцию, в том числе и за пределами Беларуси? Какие подводные камни ждут белорусских поставщиков за внешним контуром границы? На днях руководство холдинга «Амкодор» собрало своих дилеров и дистрибьюторов на большое двухдневное совещание. Приехали более сотни специалистов, которые работают в России и странах СНГ, в дальнем зарубежье. Продвигают продукцию. И разговор пошел вовсе не в благостной тональности. Оказывается, один из самых успешных на постсоветском пространстве производителей спецтехники сталкивается за пределами страны с все более возрастающей, агрессивной конкуренцией. К нам, как выразился генеральный директор «Амкодора» Валерий Кондратчик, буквально «подседают» китайские производители со своими подъемниками, экскаваторами и другой техникой. Она дешевле, объем предложения ее на рынке большой. Качество — вопрос дискуссий. Но одним лишь словом покупателя не очаруешь. Нужно шевелиться на всех направлениях, искать и искоренять недостатки в собственной технике. Гостям, кому было интересно, передали табличку. Листов, наверное, на десять. «Смотрите, в этой колонке характеристики наших экскаваторов, а вот здесь — китайских», — пояснил мне кто–то из специалистов, сидящих рядом. Нужно изучать, сравнивать. Аналитика, а не просто реклама. Не слоганы писать приходится, а в деталях копаться.


Конкуренты свою продукцию активно предлагают в основном в России. На европейский рынок их пока в общем–то не сильно хотят пускать. И это вроде бы шанс для наших производителей. Но дело в том, что в Европейском союзе очень жесткие требования к безопасности машин. Да и экологические стандарты для двигателей все время повышаются. Не все за ними успевают. Некоторым образцам техники «Амкодора» в прошлом году сертификацию пройти удалось. Но процедура эта неодноразовая. В 2012–м в страны Евросоюза предприятия холдинга поставили 17 машин. Это совсем мало. Если учесть, что только в Россию ушло почти 1,5 тысячи единиц техники. Западные ворота приоткрылись, но жесткие требования сертификации в любой момент могут их захлопнуть. Так что расслабляться не стоит. Наша техника в нынешнем виде, без модернизации производств, там может оказаться никому не нужной. У «Амкодора» на этот год в планах, как рассказал Валерий Кондратчик, увеличение экспорта не менее чем на 17 процентов. И в основном — в западном направлении.


Кстати, развитие и диверсификацию экспорта подстегивает и другая тенденция. В прошлом году серьезно уменьшился объем продукции, реализуемой на внутреннем рынке. Стало меньше заказов техники из–за сокращения финансирования по некоторым госпрограммам. А коль внутренний деловой климат изменился, тем более стоит пробовать идти в другие широты. В прямом смысле. В этом году планируются поставки модифицированной продукции в страны Африки. А в Венесуэле должно появиться наше сборочное производство. И это, замечу, при том, что присутствие «Амкодора» на уже традиционном российском рынке снижать никто не планирует. Только нужно, чтобы все представители производителя, работающие на российских просторах, были одинаково активны. А то, как отметил маркетинг–директор Александр Нахаенко, некоторые явно расслабились.


Всех подробностей встречи не перескажешь. Но вывод я бы сделал такой. Расслабиться в крупном бизнесе — все равно, что умереть. Хорошо, если на время. Без четкой стратегии экспорта нашим предприятиям жизнь предстоит несладкая. Так что хорошо бы вместе с планами модернизации готовить и планы выхода на внешние рынки. Если успешные предприятия всегда в тонусе, почему бы не подтянуться и другим? И вообще, мы слишком привыкаем к абстрактным словам. За частым повторением терминов и выражений «модернизация», «экспорт», «экспансия на внешние рынки» все реже вникаешь в их суть. И погружаться в детали решения больших государственных задач на примере конкретных предприятий весьма полезно. Составляющих здесь очень много. Отладить каждую из них — процесс трудоемкий. Но иного рецепта, без преувеличения, выживания не дано. Деловой мир суров. И мелочей в нем нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter