Рецепт выхода из транса для облавтотранса

По итогам 2006 года РУП “Миноблавтотранс” выполнило все прогнозные показатели. Факт более чем отрадный, если учесть, что предыдущий год транспортники области завершили с плачевными для себя результатами. О том, как предприятию удалось переломить ситуацию, “НГ” рассказал генеральный директор “Миноблавтотранса” Виктор РУСАК.

— Виктор Леонидович, давайте вспомним начало ушедшего года. Вас только-только назначили на должность генерального директора. Глядя на печальную статистику, настроение наверняка было не лучшее?
— Увы, по выполнению прогнозных показателей мы оказались последними среди регионов республики. Из 26 наших предприятий 24 завершили 2005 год с убытками, которые составили 2 миллиарда 693 миллиона рублей. Основными причинами такого положения дел было недостаточное обновление материально-технической базы производства, острый дефицит оборотных средств. Но самая главная причина — пассивность и нежелание отдельных руководителей перестроиться для работы в рыночных условиях хозяйствования, внедрять современные методы организации и управления производством. Давал о себе знать и невысокий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. Поэтому первое, что мы сделали, это полностью пересмотрели организацию работы своего аппарата и дочерних предприятий, заставив каждого специалиста нести персональную ответственность за свой участок работы.
Переломить устаревшие подходы и мышление прежде всего директорского корпуса, часть которого заняла инертную, выжидательную позицию, сведя свою роль к механическому выполнению указаний сверху, ничего не предпринимая для исправления ситуации на своем уровне, было непросто. Конечно, при таком отношении не могло быть и речи о творческой инициативе кадров.
Сегодня ситуация иная. Руководители поняли, что есть исполнительская дисциплина, что за клиента надо бороться, что необходимо обновлять грузовой и пассажирский подвижной состав, “выбивать” дебиторскую задолженность и самое главное — научиться уважать самих себя. И, как показал анализ итогов работы за прошедший год, мы выбрали правильную стратегию развития наших дочерних предприятий. По всем целевым и расчетным прогнозным показателям по сравнению с прошлым годом фиксируется значительное улучшение.
— Как выглядит это улучшение в конкретных цифрах?
— Самое отрадное, что за год количество убыточных предприятий сократилось с 24 до 1. На 18 процентов к уровню прошлого года получено больше доходов от перевозок грузов и пассажиров. Почти 102 процента к уровню прошлого года составили платные транспортные услуги населению в сопоставимых ценах. Экспорт транспортных услуг увеличился в 2,8 раза. Объем перевозок грузов составил 8841 тысячу тонн, что на 1026 тысяч тонн больше, чем год назад. Отмечен и внушительный рост инвестиций —почти в 2 раза, или на 24,3 миллиарда рублей. Впервые за последние годы в 2006 году получено 678 миллионов рублей чистой прибыли. Выполнено задание и по энергосбережению.
— Что предпринимается сегодня для сохранения стабильной работы объединения?
— Скажу откровенно, и сегодня нерешенных проблем остается все еще немало. Ежемесячно с выездом в автопарки ситуацию контролирует наш координационный совет. Предпринимаются решительные меры, направленные на финансовое оздоровление предприятий. Тем более что мы уже имеем положительный опыт реорганизации убыточных парков. Так, например, были объединены грузовой и автобусный парки Молодечно и Вилейки. В итоге в ДУП “АП-4” г.Молодечно, например, за истекший год получено чистой прибыли 137 миллионов рублей, хотя в прошлом году было 416 миллионов убытков. Экономический эффект от реорганизации составил 85 миллионов рублей. И достигнут он не только за счет сокращения численности административно-управленческого персонала, списания подвижного состава, продажи неиспользуемых зданий и уменьшения экологического налога, но и прежде всего благодаря слаженной работе всего коллектива парка.
В прошлом году закончен лишь первый этап реорганизации ряда убыточных предприятий. Так, автопарк № 13 из Старых Дорог присоединен к грузовому автопарку № 5 города Слуцка, к автопарку № 8 (г.Несвиж) — автопарк № 11 (г.Клецк), а к грузовому автопарку № 3 (г.Солигорск) присоединен автопарк № 10 (г.Любань). В текущем году начинается второй этап реорганизации, о котором, я думаю, стоит рассказать отдельно.
Приоритетным направлением работы транспортников Минской области являются пассажирские перевозки, которые напрямую затрагивают интересы наших граждан, влияют на их настроение. Ведь, как подчеркнул Президент нашей республики Александр Лукашенко, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, нынешний этап государственного строительства должен проходить под лозунгом: “Государство для народа!”. Хочу отметить, что во всех районных центрах имеются пассажирские терминалы, функционируют 9 автовокзалов и 14 автостанций. Парк подвижного состава насчитывает более тысячи единиц автобусов. Ежедневно перевозится около 400 тысяч пассажиров.
Постоянно работаем по оптимизации маршрутной сети, исходя прежде всего из пожеланий пассажиров. За год к нам поступило 249 предложений, из которых 70 процентов удовлетворены. В основном они касаются открытия новых маршрутов (за прошедший год их было открыто 57), увеличения рейсов и изменения расписания графиков движения. В настоящее время ни один населенный пункт столичной области не обделен вниманием, во всех сельских населенных пунктах выполнены нормативы социальных стандартов.
Благодаря руководству облисполкома и личной поддержке губернатора Николая Домашкевича обновление подвижного состава автобусных парков в последние годы идет особенно интенсивно. За 2006 год, например, приобрели 127 автобусов. А в нынешнем, хотя год только начался, автопарк обновился еще на 42 автобуса отечественного производства. На их приобретение областной исполнительный комитет выделил из бюджета области около 6 миллиардов рублей. Ключи от новеньких автобусов транспортникам области в торжественной обстановке в городе Несвиже председатель облисполкома вручил лично. Всего же в 2007 и 2008 годах планируем закупить не менее чем по 200 новых автобусов.
Не забываем и о создании на общественном транспорте безбарьерной среды для инвалидов и пожилых людей. При задании закупать по 10 новых низкопольных автобусов в год в 2006-м их приобретено 43. Также при проведении реконструкции автосооружений и прилегающих к ним территорий обязательно устраиваются специальные приспособления (пандусы) для инвалидов-колясочников.
— Какие задачи ставят перед собой транспортники области на ближайшую перспективу?
— Прежде всего — это дальнейшее оздоровление предприятий, то есть безусловная реализация бизнес-планов, которые разработаны в каждом коллективе. Продолжится работа по передаче в установленном законодательством порядке жилищного фонда, принадлежащего дочерним унитарным предприятиям РУП “Миноблавтотранс”, в коммунальную собственность, а также вывод из оборота неиспользуемых земель, что позволит снизить налоги.
В текущем году планируем модернизировать 5 пассажирских терминалов в районных центрах — Логойске, Слуцке, Узде, Воложине, Столбцах, открыть 5 новых маршрутов в пригородном, 8 — в междугороднем и 2 — в международном сообщении. Для улучшения качества обслуживания населения в этом году в Солигорске, Молодечно, Борисове и Слуцке приступаем к внедрению автоматизированной системы управления работой пассажирского транспорта.
Будет продолжено и обновление грузового парка (планируется приобрести около 100 единиц высокопроизводительной техники), дальнейшее развитие получат международные перевозки. Все это позволит транспортникам области чувствовать себя на рынке транспортных услуг все более уверенно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter