Аптечные настойки на спирту все чаще употребляют вместо спиртного

Рецепт на похмелье

Мы так привыкли хвататься за пузырек с каплями из аптеки, что даже не сомневаемся: они принесут только пользу. Но так ли это на самом деле?

Бремя легкости


На глазах многих коллег конструкторского бюро раскручивалась трагедия интеллигентной, образованной 45-летней Елены — умницы и красавицы. Она была настолько ответственной, так болела за свою работу и пеклась о семье и детях, что нередко срывалась, не выдержав бесконечного напряжения, стрессов и эмоциональных нагрузок. Чтобы держать себя в руках, женщина начала капать для успокоения валерьянку, боярышник и пустырник на спирту. Перед важными мероприятиями снимала напряжение этими средствами. И поначалу никто не замечал ее проблем. 


Но случилась беда — ее сын попал в автомобильную катастрофу, получил многочисленные переломы, чудом выжил. В малой дозе капли быстро перестали помогать. Елена прочно подсела на “легкие” безрецептурные средства из аптеки. Потеряла работу. Лечилась у наркологов. Теперь с большим трудом возвращается к нормальной жизни. 

Люди по разным причинам хватаются за “пузырек”. Кто-то, чтобы успокоить сердце, а кто-то после сильного запоя. Есть и те, кто переходит на такие настойки после отказа от наркотиков. Бывшие наркоманы надолго лишаются сна, поэтому находят спасение в повышенных дозах успокоительного на спирту и фенобарбитале.

Аптечный алкоголизм: с утра пораньше


Тем более что средства эти весьма доступны. В любой круглосуточной аптеке даже ночью не проблема приобрести всевозможные лекарственные настои боярышника, зверобоя, пустырника, календулы, пиона, прополиса, перца, мяты, валерианы, подорожника, лимонника, эвкалипта, женьшеня, элеутерококка и т. д. Они воспринимаются многими людьми как натуральные чудо-средства от всех болезней. Но это тот же спирт, только в более привлекательной оболочке, что не особо афишируется. Хотя применение настоек трав, прописанных специалистом в назначенной дозировке, может быть подспорьем основной терапии, их потребление в неконтролируемых количествах недопустимо: кроме алкогольной интоксикации, может произойти накопление в организме активного вещества, что весьма опасно.

Аптека в столичном микрорайоне Уручье-6 расположена в одном здании с магазином. Для жителей близлежащих дворов очень удобно — одним махом можно и продуктами затариться, и для здоровья чего-нибудь прихватить. А вот администрации универсама, вероятно, подобное соседство не по нутру. Довольно обширный винно-водочный отдел терпит убытки. Известная публика с гордо поднятыми головами проходит мимо гостеприимно распахнутых дверей и заставленных бутылками прилавков, устремляясь к зеленой вывеске с белым крестом. Гражданину срочно требуется поправить здоровье после бессонной ночи, но сжимаемых в кулаке влажных купюр даже на “мерзавчик” водки не хватит. А вот на флакон спиртосодержащей настойки — вполне.

Урна на крыльце пестрит мини-стеклотарой. 40-летний Николай выходит из аптеки и сразу “оздоравливается” с помощью содержимого бутылочки из темного стекла, что называется, не отходя от кассы. Ловит мой укоризненный взгляд. 

— Это же лекарство, — пытается юморить. Видно, что для себя моральную дилемму употребления горячительного с целебным эффектом собеседник решил отнюдь не вчера. — Да и сколько я выпил, всего граммульку?! Вы не думайте, я не “синяк” какой-то конченный. Ну не могу я сейчас в кафетерий зайти и “бодриловом” там отовариться — я же здесь полжизни живу, меня все продавцы знают...

Стыдно человеку в разряд алкоголиков попасть, вот и “шифруется”. Нужно сказать, достаточно эффективно. Николай одет опрятно, гладко выбрит. И разит от него не удушающим перегаром, а той самой аптекой — вполне приятно и немного сочувствующе. Переведя дыхание, он делает заключительный “залп”, бутылочку аккуратно ставит возле переполненной мусорницы.

“Ламивит”. Объем — 100 мл. Желающих реально подлечиться наверняка заинтересуют входящие в состав препарата медный комплекс хлорофилла и, к примеру, витамин А. Николаю же больше интересны сопутствующие ингредиенты — 95-процентный спирт и скрывающий его запах ароматизатор. Лимонад, да и только!

Утренняя доза “Ламивита” конкретно для Николая — один флакон. Грубо говоря, полбутылки водки всего за 12 тысяч рублей.

В аптеке провизор Юлия говорит, что об оригинальных пристрастиях контингента знает все: место здесь спокойное, тихо пьянствующих застенчивых интеллигентов немного — по утрам всего пяток заглядывает, хотя и с завидной регулярностью. 

В центре, наверное, таких побольше будет. Особенно там, где дежурные аптеки круглосуточно работают. Демонстрирует особо почитаемый местными ассортимент — помимо популярного “Ламивита”, манит своим градусом (70%) настойка боярышника по 8 тысяч рублей за 50 мл. Здесь же отпускаемые без рецепта врача забористые спиртосодержащие флаконы пустырника, календулы:

— “Московию” даже не ищите. Не держим. От коллег лишь слышала, что нынче расходится целыми упаковками.

Что за “Московия”? Интернет выдает исчерпывающую информацию. Сравнительно новый бренд. 100 миллилитров практически чистого спирта (96%) можно прикупить по цене чуть более 12 тысяч рублей. Популярности настойке придает еще и официальное определение — “бальзам”, которое у некоторых стойко ассоциируется с вкусным спиртным напитком. 

Без особого клейма


Врач-психиатр-нарколог Вячеслав Петров, много лет спасавший людей после запоев, рассказывает:

— По опыту работы с пациентами, имеющими алкогольную зависимость,  скажу: когда от человека разит спиртным, окружающие смотрят на него неодобрительно. А если сердечными каплями — то с нескрываемым сочувствием, мол, ему же плохо. Многие из тех, кто пьет эти настойки, еще работают, социально активны, им непозволительно появиться на работе “под градусом”, а тем более пить на рабочем месте. В неконтролируемых количествах эти средства употребляют уже зависимые от алкоголя люди. Они особым образом не отличаются от остальных. Таким любителям требуется, как правило, не менее пары флаконов, чтобы ощутить опьянение, а чтобы устранить дискомфорт абстиненции, достаточно и одного флакона, порой даже и по дороге на работу. 

Поскольку себестоимость спирта невысока, фармацевтические  предприятия получают хорошую прибыль, аптеки тоже не в убытке. Люди вроде лечатся, но терапевтическая сила этих препаратов весьма незначительна, говорит Вячеслав Петров. Если в спирт добавить ароматизатор, идентичный, например, валерьяне или боярышнику, эффект для таких “больных” будет тот же. Потому что для людей, употребляющих эти средства флаконами, а не каплями, главное  — градус. Для тех же, кто хочет лечиться, альтернатива есть — например лекарственные препараты в таблетированной форме, содержащие экстракт валерианы,  боярышника, пустырника и т. д. Изменить ситуацию к лучшему и прекратить бесконтрольное и необоснованное медицинскими показаниями употребление подобных лекарств может отпуск спиртсодержащих лекарственных препаратов строго по  рецепту врача, а также экспертная, обоснованная работа по выяснению такого вопроса: какова терапевтическая эффективность этих настоек? А может, они уже давно как лекарственные препараты морально устарели?

В зависимости от капли


Согласен с коллегой и врач-психиатр-нарколог, заведующий 4-м наркологическим отделением Минского городского клинического наркологического диспансера Валерий  Кравец, в практике которого масса запоминающихся случаев:

— К нам каждую неделю попадает не менее 2—3 человек, которые злоупотребляют такими настойками. Среди этих пациентов немало женщин. Все они хотят избавиться от зависимости, но такое лечение — процесс тяжелый и длительный, это ведь хроническое психическое заболевание. Подобных бедолаг обычно бьет дрожь и озноб, донимает потливость, у них колотится сердце, скачет давление.


Вот вам и капельки! Казалось бы, что в них плохого? Проблема и в том, что человек, который ищет в таких средствах на спирту спасение, ждет постоянного эффекта. Вначале так оно и бывает — помогает даже маленькая доза, которая действует всего несколько часов, а потом количество капель приходится увеличивать. 

В отличие от наркотической такая зависимость раскручивается медленнее, поэтому люди и не замечают перемен в своем состоянии, разъясняет Валерий Кравец. Однако если сравнить алкоголь и настойки на спирту, то с успокаивающими зависимость развивается быстрее из-за побочного действия вроде бы безобидных трав. После избыточных доз у людей возникает апатия и тревога, причем более сильная, чем после употребления алкогольных напитков.

Доктор вспомнил случай из практики, как добропорядочная семья — муж, сын и дочь — привезла на лечение мать, очень красивую и ухоженную женщину. Она так убивалась, что ей не дают новую роль в театре, что стала частенько принимать “по капельке”. Невостребованность в профессии сеяла подавленность, депрессию и уныние. Женщину донимала изматывающая бессонница. Вначале актриса пила пустырник и боярышник, но позже подсела на барбовал, чтобы спать. Ее взгляд потускнел, кожа стала бледной. Выглядела дама так неважно, что это сразу заметили в театре. На работе начались проблемы. С имеющейся ролью в спектакле пришлось распрощаться. 

С этой женщиной врачам-психиатрам довелось работать дважды. В первый раз лечение не пошло гладко, во второй — успешнее. Уже полтора года бывшая пациентка не обращается за помощью. И хотя бытует мнение, что женский алкоголизм лечится труднее, лучших результатов специалисты добиваются именно с пациентками, потому что они более мотивированы сохранить семью, не потерять детей и работу, а еще красоту, которая для них также очень важна. 

Поэтому ошибочно мнение, что в наркологический диспансер попадают в основном маргинальные личности. Публика здесь абсолютно разная — монашка, майор МВД из России, врачи и директора, учителя и экономисты, бухгалтеры и военные.

Но все-таки чаще на эти средства, как на иглу, подсаживаются люди с уже разрушенным алкоголем физическим и психическим здоровьем, плохо обеспеченные, вздыхает Валерий Кравец. 

Опаснее водки


— Еще более коварны барбитураты, которые быстро вызывают зависимость. Причем не спирт, а барбитуровая кислота, которая в них содержится. В бывшем СССР сложились очень сильные традиции самолечения и невысокое доверие к официальной медицине, следствием чего стало огромное потребление безрецептурных препаратов, содержащих фенобарбитал, — озабочен сложившейся ситуацией заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования профессор Роман Евсегнеев. — Это корвалол, валокардин, валосердин, барбовал, андипал и другие.

Между тем фенобарбитал вызывает эйфорию. Через 10—15 минут после приема наступает расслабленность, вялость, легкое опьянение. И если раз за разом топить свои беды в рюмке с этими каплями, появляется заболевание, которое тяжелее самой тревоги, — зависимость от барбитуратов.

Когда с помощью этих препаратов постоянно успокаивают сердце пожилые люди, они утрачивают способность познавать мир, у них слабеет память, а еще снижается координация движений и возрастает риск падений, продолжает профессор. Не потому ли стариков так часто преследуют травмы? И это не все! Возникает своего рода похмелье, как у больных алкоголизмом, которое запивают новой порцией фенобарбитала. Поэтому отказаться от этих средств многим людям очень трудно.

Вместе с тем эти препараты, которые становятся первым средством при тревоге и депрессии, дешевы и есть в каждой аптеке. А вот то, что они довольно быстро вызывают привыкание, пристрастие и зависимость у большого числа людей, известно только специалистам. Поэтому население как пило валокордин, корвалол и т. д., так и пьет. Причем в больших количествах! Вдумайтесь в цифры: в 2007, 2008, в 2009-м в год в нашей стране продавалось более 1,5 миллиона упаковок корвалола. Перечисленные препараты входят в десятку лидеров по продажам, констатирует ученый-практик. В Западной Европе барбитураты не используются почти полвека. Невозможно представить, чтобы немец, француз или англичанин, у которого прихватило сердце, хватался за пузырек с такими каплями. Там люди знают: это крайне опасно.

Все специалисты, которым приходится работать, лечить и спасать людей, зависимых от алкоголя, настоек и фенобарбитала, единодушны во мнении: пора поставить барьер на пути этих препаратов. Нужно включить лекарственные средства, содержащие в своем составе этиловый спирт и фенобарбитал, в перечень препаратов, отпускаемых строго по рецептам врачей. Такая мера резко ударит по бесконтрольным продажам настоек.

МНЕНИЯ

Михаил Кевра, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии БГМУ:

— Рядом со зданием учреждения, в котором я работаю, есть несколько аптек. Нынешней весной, когда сошел снег, вся прилегающая к ним территория была усеяна пустыми пузырьками от настоек на спирту. Водка стоит дорого, самогон незаконный, а аптечный спирт чистый в отличие от одеколонного, потому такие средства и популярны среди пьяниц.

Кстати, и боярышник, и пустырник могут серьезно влиять на здоровье. Боярышник в небольших количествах применяется как противоаритмическое, успокаивающее сердечное средство. Если превышать дозы, то будет оказывать токсическое действие на сердечную мышцу. А при длительном применении в больших дозах замедлять ритм сердца, понижать артериальное давление, что тоже опасно. 

Пустырник и валерьяна обладают более выраженным успокаивающим эффектом, чем боярышник. После приема, например, настойки валерьяны очень сильно расслабляются мышцы. Человек, сегодня выпил, а завтра ему надо ехать. Не зная этого, он садится за руль. Поскольку мышцы расслаблены, его реакция будет замедленной. Такой водитель опасен для всех участников движения.

Эти настойки следует принимать только в рекомендованной дозе. Но многие ли читают инструкции? В странах ЕС такие средства тоже выпускают. Где-то они продаются по рецептам, где-то свободно. Но на Западе все по-другому. А мы любим заниматься самолечением, назначаем себе препараты, не задумываясь о последствиях. А это нередко плохо заканчивается, о чем нужно всем напоминать.

Анна Блажко, пенсионерка:

— Такие средства должны быть в свободной продаже. Нормальные люди, а не алкоголики и пьяницы не могут страдать из-за любителей выпить. Я, например, готовлю себе коктейль из валерьяны, боярышника и пустырника на спирту, который изредка пью для успокоения, при учащенном сердцебиении. Неужели нам придется бегать за рецептом к врачу, терять время в очереди из-за каждого флакончика? 

На мой взгляд, аптекарь видит, кому продает успокоительное, и может отказать желающим опохмелиться. Но этого не происходит, потому что аптекам выгодно увеличение продаж, они заинтересованы в получении прибыли.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter