Рецепт долголетия в Формуле-1

«Во сколько лет в автоспорте можно уходить на пенсию?» Если вы зададите этот вопрос в современной Формуле-1, он наверняка вызовет улыбку у вашего собеседника. В автогонках нет пенсионного рубежа. Это – страсть, и сравнивать ее можно скорее с занятием любовью, чем с обычным представлением о пенсии.

«Во сколько лет в автоспорте можно уходить на пенсию?» Если вы зададите этот вопрос в современной Формуле-1, он наверняка вызовет улыбку у вашего собеседника. В автогонках нет пенсионного рубежа. Это – страсть, и сравнивать ее можно скорее с занятием любовью, чем с обычным представлением о пенсии. И правильнее всего в этом плане звучит следующее определение: «Пока остается желание и позволяет здоровье».

 

О пилотах

И все же участников Формулы-1 принято делить на молодых, зрелых и старичков. Если говорить о пилотах, то возраст начала гоночной карьеры сегодня здесь снизился до минимально возможного – восемнадцати лет, то есть совершеннолетия. Получил права (лицензию) – и можешь официально Несмотря на годы и положение, Бернард Чарльз Экклстоун предпочитает свой чемодан носить сам. фотогоняться во взрослой дисциплине (Хайме Альгерсуари, «Торо Россо», род. 23.03.1990 г., дебютировал в Формуле-1 в 2009 г.). 5-6 лет уже достаточно, чтобы перейти из категории дебютантов в категорию зрелых спортсменов (Дженсон Баттон, «МкЛарен», род. 19.01.1980 г., чемпион мира 2010 г.). Некоторым хватает для этого и 2-3 лет. Особенно если успеваешь за это время стать чемпионом  (Льюис Хэмильтон, «МкЛарен», род. 7.01.1985 г., чемпион мира 2008 г.). А в старички, с учетом такого «омоложения», тебя могут записать сразу после тридцати лет. Во всяком случае, уже к тридцати пяти годам в «королевских гонках», как сегодня называют Формулу-1, пилот однозначно попадает в категорию ветеранов (Рубенс Барикелло, «Уильямс», род. 23.05.1972 г., вице-чемпион 2002, 2004 гг., 3-е место в 2009 г.).

Правда, «ветеран» – это не обязательно аутсайдер. Австриец Ники Лауда свой третий чемпионский титул взял, когда ему исполнилось 35 лет. В таком же возрасте немецкий пилот Михаэль Шумахер стал семикратным чемпионом мира. Еще один представитель Австрии, Найджел Мэнселл, стал чемпионом в 1992 году в свои 39 лет.

Если говорить о гонщиках, то, конечно, молодые имеют свое преимущество в быстроте реакции, в физической силе. «Старики» могут противопоставить этому опыт, так называемый «налет часов», и навыки, отработанные до автоматизма. Но где та грань, после которой начинаешь понимать, что пора уходить? Ведь не единичны в истории примеры, когда гонщики возвращаются в гонки уже и после сорока лет. Как тот же Шумахер, которому уже сегодня 41, а он решил вернуться под знамена заводской немецкой команды «Мерседес» в «Большие призы».

В 2005 году для бывших пилотов Формулы-1 была создана даже специальная серия автогонок Гран-при Мастерс, куда допускались лишь те из гонщиков, возраст которых перевалил за 45 лет. Правда, через год эта серия обанкротилась. Но идея привлечения ветеранов к гонкам и их желание продолжать получать адреналин от своей страсти к автоспорту по-прежнему витает в воздухе.

 

О руководителях команд

Но если для того чтобы гоняться за рулем болидов все же требуется недюжинное здоровье, а значит и относительно молодой возраст, то управлять командой в Формуле-1 можно и после традиционного пенсионного рубежа. Сэр Фрэнк Оуэн Гарбатт Уильямс основал свою команду в далеком 1966 году, когда ему было всего 24 года. Его «Уильямс» до сих пор остается одной из самых именитых команд. Девять раз она становилась обладателем Кубка конструкторов. А сам Фрэнк, оставаясь в роли совладельца команды, продолжает руководить ею в свои 68. И это при том что после автомобильной аварии в 1986 году он частично парализован и прикован к инвалидной коляске.

Нижний, то есть молодой, предел руководителей команд сегодня в Формуле-1 определяют Эрик Булье («Рено») и Кристиан Хорнер («Ред Булл»). В свои тридцать шесть лет они – самые молодые в паддоке директора «конюшен».

 

О мистере Е

И все же, если говорить о понятии «пенсионного возраста» в Формуле-1, то рекордсменом по активному возрасту следует считать господина Экклстоуна. Мистер Е, как его называют с чьей-то легкой руки уже несколько лет, он же Бернард Чарльз Экклстоун, он же просто Берни, он же крестный отец «королевы автоспорта», которую по старинке часто называют «Большие призы».

Нынешней осенью, 28 октября, ему исполнится уже восемьдесят лет. Но это не мешает ему управлять страной, носящей название «Формула-1». Да-да, не удивляйтесь – целой страной. И в этом определении не так уж и много аллегорий.

Если бы в далекие пятидесятые годы на заре Формулы-1 кто-то сказал, что через шесть десятилетий хозяином Формулы-1 будет фактически один человек, никто бы не поверил. А сегодня это не просто свершившийся факт, но и обстоятельство, которое не подлежит сомнению. Берни Экклстоун поистине стал легендой автоспорта. Почти всю свою сознательную жизнь он посвятил автомобилям и гонкам. И сумел не просто выкупить права на «королеву автоспорта», но и, создав в своем подчинении мощный административный ресурс, превратил гонки Формулы-1 в своеобразное маленькое государство. Страну, в которой живут и соперничают десятки команд.

Где самые быстрые в мире гонщики самоотверженно сражаются за звание чемпиона. Куда хотят попасть хотя бы на несколько мгновений миллионы зрителей и болельщиков. Страну, в которую в обязательном порядке приезжают видные политики и знаменитости. Где размеры гонораров и спонсорских денег будоражат умы.

Берни недаром называют крестным отцом Формулы-1. Бернард Чарльз Экклстоун – сегодня один из самых богатых людей Великобритании, сумевший превратить юношескую страсть к автомобилям в бизнес, от которого кормятся сотни и тысячи людей, причастных к сказочной стране под названием «Формула».
Официально по должности он является генеральным директором созданных им же самим компаний Formula One Management (FOM) и Formula One Administration (FOA), заведующих финансовой деятельностью чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1.

 

О личном

Берни Экклстоун был женат дважды. С первой супругой, Иви, он расстался в 50-е годы. От того брака у него дочь. В 1984 году мистер Е женился во второй раз. Его избранница Славика Родич, родившаяся в 1958 году в Хорватии, выросла в небогатой югославской семье и стала фотомоделью. Экклстоун познакомился с ней в 1983 году в Италии, на гонке Формулы-1 в Монце. Они поженились, несмотря на разницу в возрасте и росте: Славика была почти на 30 лет моложе своего мужа и на 30 сантиметров выше. Она родила ему дочерей Тамару и Петру.

В марте 2009 года Славика и Берни развелись, причем инициатором был Экклстоун. После развода Славика вошла в список самых богатых людей, составленный The Sunday Times, с состоянием в 734 миллиона фунтов стерлингов. Состояние же Экклстоуна на апрель 2009 года было оценено в 1,466 миллиарда фунтов стерлингов.

Экклстоун не курит и не употреб-ляет спиртные напитки. Возможно, именно эти обстоятельства позволяют ему по-прежнему оставаться у руля Формулы-1, преподавая уроки долголетия своему окружению.

И хотя в паддоке Формулы-1 не принято говорить о возрасте мистера Е, в последнее время все чаще здесь циркулируют слухи о возможном преемнике Берни. В этой связи кто-то отдает предпочтение итальянцу Флавио Бриаторе, с которым у Берни совместный бизнес и давние дружеские отношения. Кто-то говорит о Жане Тодте, которого в прошлом году избрали на пост президента FIA, где он сменил долгие годы остававшегося бессменным Макса Мосли. А кто-то с напускной загадочностью говорит о том, что у Берни есть свой запасной вариант, о котором все узнают в самый последний момент.

Кто же будет у руля Формулы-1, когда мистер Экклстоун решит оставить большой автоспорт? Увы, мы пока не можем дать ответ на этот вопрос.

Странно все же устроен человек. Всю свою сознательную жизнь он трудится не покладая рук, чтобы заработать себе на безбедную старость. А когда наступает эта самая старость, он пытается сохранить активность, чтобы организм протянул как можно дольше в том ритме, к которому привык. Если же ново-
испеченный пенсионер вдруг надумает остановить свой бег и предпочтет пассивный отдых, к нему тут же стучится в дверь старость. И, переодевая своего очередного клиента в дряхлый костюм, она совсем не оставляет ему шансов на долголетие.

Потому, наверное, долгожители предпочитают не останавливать свой ритмичный бег и не меряют свою жизнь какими-то социальными вехами: 20 – юность, 40 – зрелость, 60 – пенсия. Иначе уже после 80 остается лишь одно слово – «старость». А что же тогда делать тем, кто не просто мечтает, а уже и перешагнул за 100? Ответ один: стараться не терять интерес к жизни и здравый ум.

Если говорить о Берни Экклстоуне и его страсти к автоспорту, мне показалось уместным привести здесь несколько его фраз, которые определяют концепцию самого мистера Е и его отношение к тому, чем он занимается.

Берни Экклстоун: «Большую часть своей жизни я провел, работая над реформированием Формулы-1, и хотел бы видеть ее преуспевающим чемпионатом. Признаться честно, я работаю не ради денег и власти, а делаю то, от чего получаю удовольствие. Хочется, чтобы Формула-1 была успешной. Если говорить непосредственно о деньгах и процентах от дохода Формулы-1, то я не думаю о деньгах, кроме того, они не имеют отношения к спорту. Я руководитель компании, которая ведет бизнес и платит командам за участие в гонках. А если говорить о свободном времени, то у меня его просто нет. Я всегда занят, и мне это нравится!»

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter