Рецепт для здоровых

О ком хлопочут в Минском обществе потребителей Хотя среднестатистический белорус бывает у врача как минимум 13 раз в году, своих прав как пациент практически не знает и в спорных случаях вынужден защищаться от непрофессионализма, засыпая жалобами вышестоящие инстанции.
О ком хлопочут в Минском обществе потребителей

Хотя среднестатистический белорус бывает у врача как минимум 13 раз в году, своих прав как пациент практически не знает и в спорных случаях вынужден защищаться от непрофессионализма, засыпая жалобами вышестоящие инстанции. Юристы всегда с неохотой берутся за такие дела: слишком сложная, слишком деликатная это сфера. Между тем еще в 1994 году Всемирная организация здравоохранения официально признала за пациентом целых 10 прав - от доступного здравоохранения до компенсации в случае ущерба. И если в мире уже научились их уважать, то в Беларуси, по словам председателя Минского общества потребителей Ирины Астафьевой (на снимке), только начинают признавать.

Недавно на одной интеллигентной вечеринке случился казус: на мужчину, никогда не "злоупотреблявшего", слишком быстро повлиял алкоголь. Обеспокоенные домашние позвонили частному наркологу, тот приехал, поставил капельницу и пообещал, что через час его подопечный проснется в полном здравии и со свежей головой. Увы, пробуждение наступило только утром, причем было оно отнюдь не легким. Пострадавший позвонил на "горячую линию" Минского общества потребителей. "Хорошо еще, что вы вообще проснулись", - сказала врач-эксперт. Как выяснилось, нарколог действовал вслепую, не проведя никаких исследований, не поинтересовавшись ни состоянием здоровья пациента, ни его индивидуальными реакциями на препараты. Случай, увы, не единичный и не самый вопиющий (есть информация, что услуги "круглосуточной наркологии" порой оборачиваются летальным исходом), но точки над "i" в данной истории, надеются в МОПе, расставит суд.

Вот-вот предметом судебного разбирательства станет дело о защите прав пациента врача-стоматолога. На работу дантистов нареканий много. Жалуются и на пластических хирургов, неэффективность лекарств, БАДов. Даже то, что для обычной торговли стало нормой, в системе здравоохранения до сих пор вызывает множество вопросов: скажем, в МОПе еще не решили, как помочь человеку, купившему в аптеке негодное лекарство, - чек остался в аптеке, поди докажи теперь факт покупки. Как говорит председатель общества Ирина Астафьева, зачастую люди не знают, что существует много разноплановых методов лечения в различных клиниках. Все эти вопросы ведет в МОПе приглашенный врач-эксперт - первый специалист такого рода в Беларуси. Он принимает дважды в неделю по четыре часа и пока бесплатно. Конечно, отстаивать в суде права пациента будет все же юрист, но именно на враче подготовительный этап: экспертиза, сопоставление заключений, сравнительный анализ того, каково было состояние организма до и после лечения, - в общем, настоящая исследовательская работа. Потому что если клиент прав всегда, то пациент - не всегда, и каждое обстоятельство нуждается в тщательнейшей перепроверке.

Трудности, сопутствующие всякому новому делу, МОП не пугают. По словам Ирины Астафьевой, новый Закон "О защите прав потребителей" вполне можно применить и в медицинской сфере. Обещает поддержку комитет здравоохранения Мингорисполкома, налаживается контакт с Минздравом, согласившимся предоставить свои базы для испытания подозрительной партии иммуноглобулина. Но проблем по-прежнему немало, ведь медицина - не промышленность, где на каждый товар существуют ГОСТы. Неизвестно, насколько эффективной будет защита прав пациентов, проходивших лечение в зарубежных клиниках: соглашение о правах потребителей подписано только с несколькими странами, значит, придется работать через посольства или аналогичные западные организации, что долго, хлопотно и накладно.

Защитой прав пациентов Минское общество потребителей занялось только на седьмой год своего существования. По словам Ирины Астафьевой, это связано с некоторыми законодательными нюансами: наш закон освобождает потребителя при подаче иска от госпошлины, если он оплатил свой товар или услугу либо имел такое намерение, в медицине же до последнего времени преобладал государственный сектор, оказывавший услуги бесплатно. Конечно, и в этом случае пациент, он же потребитель, защищен Гражданским кодексом, однако определенные расходы ему нести все-таки приходится, что многих и останавливает. "Но сейчас, - говорит Ирина Ивановна, - когда Минздрав идет на глобальные реформы, расширяется сеть платных услуг, наступает момент, когда за защиту прав пациентов можно и нужно браться. За прошедшие годы изменилось общественное самосознание - большинство людей уже "потребительски" подкованы и прежде всего обращают внимание на качество. Бюджетные ставки ни к чему, по большому счету, не обязывали: сделал и ладно. А теперь хозрасчет заставит врачей искать клиента, потому что в идеале их заработок будет зависеть от количества и качества оказываемых услуг. Задача нашего общества - сделать так, чтобы обе стороны остались довольны результатом". И, похоже, белорусская медицина всерьез готовится жить по новым правилам. Во всяком случае, в МОПе регулярно раздаются звонки как из частных фирм, так и из государственных поликлиник с просьбой: "Дайте закон о потребителях. Хотим знать свои права и обязанности".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter