Рецепт для бюрократа

О дебюрократизации

Чего боится бюрократизм? Явно не общих рекомендаций «повысить», «усилить», «улучшить». В обтекаемых формулировках форменный бюрократ чувствует себя как рыба в воде. Куда действеннее конкретные, недвусмысленные указания плюс строгий контроль за их исполнением. О чем свидетельствуют перемены в госучреждениях Гродненщины.


Нужно ли было для организации ритмичной работы ждать проверок Администрации Президента — вопрос отдельный. Но вот факт, говорящий об их эффективности. За три месяца после изучения дел комиссией Администрации в июне (по итогам ее были приняты дисциплинарные меры к 24 должностным лицам) в области сделано больше, чем за три последних года. К теме дебюрократизации начали относиться не менее серьезно, чем к выполнению социально–экономических показателей.


Что конкретно сделано?


В Гродно и во всех проверенных райисполкомах области созданы службы «одно окно».


В администрации Октябрьского района Гродно появилось также электронное «окно». Граждане теперь могут подать обращение через интернет: специальная форма размещена на сайте исполкома. Современно и удобно!


Самым продвинутым оказался Волковысский райисполком. Здесь оперативно установили электронную программу белорусского производства. Она позволяет исполкомовским подразделениям взаимодействовать друг с другом по электронной сети и охватывает все сельисполкомы района. Также возможен обмен информацией с государственными органами... Хороший пример для подражания.


В лучшую для населения сторону изменился и график работы исполнительной власти. Сейчас по любому вопросу граждане могут обращаться в райисполкомы с 8.00. Раньше госслужащие начинали прием с половины девятого.


То есть положительные изменения очевидны. Но остались и существенные недостатки, на которые указала комиссия Администрации Президента и которые должны быть устранены в ближайшее время.


Службы «одно окно» в области созданы. Но ограничиваются они в основном приемом заявлений граждан. Документооборот в электронный вид пока не переведен: большинство запросов, связанных с заявлениями, как и раньше, направляется по почте. То есть «окно» есть, но за ним технологии не XXI века, а какого-то XIX... А еще зачастую нет взаимозаменяемости сотрудников, чтобы любой из специалистов мог принимать документы по всем административным процедурам, входящим в компетенцию своей службы.


Комиссия также установила, что все проверенные райисполкомы пока еще не выдают справки по телефонным или электронным заявкам. Речь о справках, для выдачи которых не требуются письменные заявления или другие документы. Например, о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий... Почему люди должны тратить время на получение подобных бумаг?


По–прежнему есть недостатки в информировании населения через интернет. Важные страницы исполкомовских сайтов, как правило, статичны. Не созданы электронные презентации самых распространенных административных процедур. А ведь это было бы очень удобно.


Выявлены упущения, а в некоторых случаях и нарушения законодательства в работе конкретных госслужащих. Острейшая проблема — качество и эффективность работы с обращениями граждан. Вот иллюстрации. В администрации Октябрьского района Гродно не соблюдены сроки по нескольким обращениям, поступившим на рассмотрение главному архитектору. А главный специалист по работе с обращениями граждан упомянутой администрации систематически нарушала сроки их рассмотрения (звучит как горькая ирония). Это выяснилось во время первой проверки, тогда работнику было указано на недостатки в работе. А во время второй проверки обнаружилось, что сроки по–прежнему не выдерживаются. В итоге последовало заявление проштрафившегося специалиста об увольнении...


Еще один существенный «прокол» в работе местных властей — невнятная информация о графике приема граждан. Порой она и вовсе может запутать. Например, в Островецком райисполкоме. Часть его специалистов работает в здании по адресу: ул. Октябрьская, 10. На вывеске перед входом значится: «Заведующая сектором по охране прав детства Петрик Д.И. принимает граждан по адресу ул. Октябрьская, 10». Входим во внутрь и видим новую «вводную»: «Прием граждан осуществляет главный специалист сектора по охране прав детства Петрик Д.И. по адресу ул. Пионерская, 5». Попробуй тут разберись что к чему. А ведь здесь явное нарушение норм Закона «Об основах административных процедур». В нем вполне внятно изложено, что в уполномоченном органе в доступном для обозрения месте размещается информация о режиме работы и работнике, осуществляющем прием заинтересованных лиц.


В Островецком райисполкоме, кстати, не полностью устранены недостатки, зафиксированные в замечаниях ранее. В том числе и о времени и приеме должностными лицами. К выводам проверяющих не очень внимательно отнеслись некоторые руководители Мостовского райисполкома. Здесь «забывают» внести в план работы заслушивание руководителей структурных подразделений по работе с обращениями граждан. Более того, итоги работы с обращениями, поступившими в первом полугодии, до сих пор не рассмотрены на заседании исполкома...


По мнению комиссии Администрации Президента, несмотря на определенные достижения, вопрос исполнительской дисциплины в госучреждениях Гродненщины остается актуальным... Надо полагать, с новым отношением к проблеме дебюрократизации выявленные недостатки будут оперативно устранены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter