Ретро в авангарде
08.06.2006
Брэнды не умирают
Сильнее, чем запах весны или осени, на меня действует запах ГУМа. Я не отношу себя к людям, которые полагают, что вчера было лучше, чем сегодня. Поэтому в ГУМе я неизменно впадаю в ступор: меня преследуют щемящие душу картинки из советского детства. Я все еще помню, какая в этих каменных лабиринтах происходила ужасная толкотня за коврами, тюлями, сапогами, и как взъерошенные в очередях мамаши теряли здесь женский облик и даже детей своих... Бесовское было местечко. И очень мощное: брэнду «ГУМ» скоро исполнится 100 лет, но его потенциал, как видно, неисчерпаем ни в одной из бывших стран–сестер.
Крупные брэнды не умирают. По версии ученых, они лишь впадают в спячку. Но предприимчивые коммерсанты любой пристойный брэнд прошлого могут вернуть к жизни. Будь то фольксвагеновский «жук», фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», журнал «Крокодил» или музыкальный стиль диско 1980–х. Логика несложная: если продукт выстрелил однажды, он выстрелит снова, ведь основные принципы поведения потребителей почти неизменны во времени.
Сегодня, в эпоху римейков и сиквелов, ретростиль двигает экономику как никогда успешно. В особенности на Западе, где предпринимателям удается развернуть жесточайшую борьбу даже на поприще покойников. Право распоряжаться светлой памятью о Мэрилин Монро, например, оспаривают компании «Microsoft» и «CMG Worldwide». За прошедший год население Земли заплатило 186 миллионов долларов благодаря тому, что кто–то выкупил право использовать имена звезд, их фамилии и лица на футболках, постерах, в рекламе, кинофильмах и т.д. Согласно рейтингу «Forbes», больше всех «с того света» зарабатывает король рок–н–ролла Элвис Пресли. Его «храм» в Мемфисе, прокрутка документальных кинофильмов о нем, переизданные музыкальные композиции — все это позволило его «хозяевам» заработать 45 миллионов долларов. Достаточно эффективно оперирует памятью покойного супруга Йоко Оно, благодаря которой Леннон «жив»: невероятными тиражами продается коллекция суперхитов «Beatles», со времени ее выпуска в 2000 году разошлось 10 миллионов копий.
У нас с правами на собственность пока полная неразбериха. Поэтому основным двигателем нашей ретроэкономики можно назвать ностальгию по советскому времени. Российский кинематограф увлекся римейками на новый лад: «Золотой теленок», «Старые друзья», «Небо. Самолет. Девушка», «Звезда» etc. Видеозаписывающие компании как заведенные переиздают старые фильмы на DVD. Достаточно сказать, что комедии «Любовь и голуби» и «Служебный роман» лидируют по DVD–продажам в Минске.
Очередной виток ретромоды — рестораны в советской стилистике. Из Москвы к нам идет новая тенденция ресторанного бизнеса, тематические заведения в духе 50 — 60–х... Первым таким ретрорестораном в Минске стал «Советский», он работает всего несколько месяцев, но любители стильной жизни уже успели оценить строгую роскошь этого «партийного» заведения. Яркие символы советской культуры и капитализма отражены в уникальном интерьере «Советского»: в холле вас встречает «дежурный» (или швейцар) с пристальным взглядом полковника МГБ. Мне фейс–контроль удалось пройти, и по красной ковровой дорожке я проследовала на второй этаж особняка. «Советский» и внутри, и снаружи выглядит помпезным: начиная с патефонов и часов и заканчивая дизайном зала в духе обкомовской столовой — здесь все кричит посетителю о прошлом. Меню соответствующее: на желтоватой (какое искусство!) бумаге перечислен ассортимент «хитов» советской кухни. Из наиболее привлекательных — салат «Мимоза», сало «по–украински» и блины «по–кремлевски» (это с семгой). Вдохновители ресторана намеренно отказались от европейской кухни и предлагают посетителям только советские рецепты из популярного в свое время фолианта «Книга о вкусной и здоровой пище». Кстати, команда, которая работает над маркетингом «Советского», — это молодые люди до 30. Что они могут помнить о советских ресторанах? Да ничего. Но это и к лучшему. Играя в старину, им удается брэнду «Советский» придать некое моложавое звучание: в ресторане есть кондиционеры, летняя терраса в яблоневом саду, баня и даже гостиничные номера. В 50–х подобный комплекс услуг моей бабушке не оказывали, я спрашивала (некоторое время она трудилась в обкоме и столовалась там, естественно).
Ретроресторан «Советский» — это первая и все еще робкая попытка стилизовать эпоху шестидесятых. Там много радиол, но они молчат, к сожалению. В качестве музыкального сопровождения играет живой оркестр из музыкантов оперного театра. Работают замечательно, хотя мне лично не хватило шипящего звучания раритетного винила из проигрывателя. Во дворе особняка я рассчитывала увидеть гипсовую статую. Хотя бы пионера из школьного двора. Но от культа даже самой безобидной личности владельцы заведения отказались. Зато в «Советском» очень натуральным боем каждый час отмеряют массивные напольные часы. Когда они оживают, хочется закурить трубку. Не знаю, почему. Это скорее всего гены...
Сильнее, чем запах весны или осени, на меня действует запах ГУМа. Я не отношу себя к людям, которые полагают, что вчера было лучше, чем сегодня. Поэтому в ГУМе я неизменно впадаю в ступор: меня преследуют щемящие душу картинки из советского детства. Я все еще помню, какая в этих каменных лабиринтах происходила ужасная толкотня за коврами, тюлями, сапогами, и как взъерошенные в очередях мамаши теряли здесь женский облик и даже детей своих... Бесовское было местечко. И очень мощное: брэнду «ГУМ» скоро исполнится 100 лет, но его потенциал, как видно, неисчерпаем ни в одной из бывших стран–сестер.
Крупные брэнды не умирают. По версии ученых, они лишь впадают в спячку. Но предприимчивые коммерсанты любой пристойный брэнд прошлого могут вернуть к жизни. Будь то фольксвагеновский «жук», фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», журнал «Крокодил» или музыкальный стиль диско 1980–х. Логика несложная: если продукт выстрелил однажды, он выстрелит снова, ведь основные принципы поведения потребителей почти неизменны во времени.
Сегодня, в эпоху римейков и сиквелов, ретростиль двигает экономику как никогда успешно. В особенности на Западе, где предпринимателям удается развернуть жесточайшую борьбу даже на поприще покойников. Право распоряжаться светлой памятью о Мэрилин Монро, например, оспаривают компании «Microsoft» и «CMG Worldwide». За прошедший год население Земли заплатило 186 миллионов долларов благодаря тому, что кто–то выкупил право использовать имена звезд, их фамилии и лица на футболках, постерах, в рекламе, кинофильмах и т.д. Согласно рейтингу «Forbes», больше всех «с того света» зарабатывает король рок–н–ролла Элвис Пресли. Его «храм» в Мемфисе, прокрутка документальных кинофильмов о нем, переизданные музыкальные композиции — все это позволило его «хозяевам» заработать 45 миллионов долларов. Достаточно эффективно оперирует памятью покойного супруга Йоко Оно, благодаря которой Леннон «жив»: невероятными тиражами продается коллекция суперхитов «Beatles», со времени ее выпуска в 2000 году разошлось 10 миллионов копий.
У нас с правами на собственность пока полная неразбериха. Поэтому основным двигателем нашей ретроэкономики можно назвать ностальгию по советскому времени. Российский кинематограф увлекся римейками на новый лад: «Золотой теленок», «Старые друзья», «Небо. Самолет. Девушка», «Звезда» etc. Видеозаписывающие компании как заведенные переиздают старые фильмы на DVD. Достаточно сказать, что комедии «Любовь и голуби» и «Служебный роман» лидируют по DVD–продажам в Минске.
Очередной виток ретромоды — рестораны в советской стилистике. Из Москвы к нам идет новая тенденция ресторанного бизнеса, тематические заведения в духе 50 — 60–х... Первым таким ретрорестораном в Минске стал «Советский», он работает всего несколько месяцев, но любители стильной жизни уже успели оценить строгую роскошь этого «партийного» заведения. Яркие символы советской культуры и капитализма отражены в уникальном интерьере «Советского»: в холле вас встречает «дежурный» (или швейцар) с пристальным взглядом полковника МГБ. Мне фейс–контроль удалось пройти, и по красной ковровой дорожке я проследовала на второй этаж особняка. «Советский» и внутри, и снаружи выглядит помпезным: начиная с патефонов и часов и заканчивая дизайном зала в духе обкомовской столовой — здесь все кричит посетителю о прошлом. Меню соответствующее: на желтоватой (какое искусство!) бумаге перечислен ассортимент «хитов» советской кухни. Из наиболее привлекательных — салат «Мимоза», сало «по–украински» и блины «по–кремлевски» (это с семгой). Вдохновители ресторана намеренно отказались от европейской кухни и предлагают посетителям только советские рецепты из популярного в свое время фолианта «Книга о вкусной и здоровой пище». Кстати, команда, которая работает над маркетингом «Советского», — это молодые люди до 30. Что они могут помнить о советских ресторанах? Да ничего. Но это и к лучшему. Играя в старину, им удается брэнду «Советский» придать некое моложавое звучание: в ресторане есть кондиционеры, летняя терраса в яблоневом саду, баня и даже гостиничные номера. В 50–х подобный комплекс услуг моей бабушке не оказывали, я спрашивала (некоторое время она трудилась в обкоме и столовалась там, естественно).
Ретроресторан «Советский» — это первая и все еще робкая попытка стилизовать эпоху шестидесятых. Там много радиол, но они молчат, к сожалению. В качестве музыкального сопровождения играет живой оркестр из музыкантов оперного театра. Работают замечательно, хотя мне лично не хватило шипящего звучания раритетного винила из проигрывателя. Во дворе особняка я рассчитывала увидеть гипсовую статую. Хотя бы пионера из школьного двора. Но от культа даже самой безобидной личности владельцы заведения отказались. Зато в «Советском» очень натуральным боем каждый час отмеряют массивные напольные часы. Когда они оживают, хочется закурить трубку. Не знаю, почему. Это скорее всего гены...