Ретро в авангарде

Брэнды не умирают
Брэнды не умирают

Сильнее, чем запах весны или осени, на меня действует запах ГУМа. Я не отношу себя к людям, которые полагают, что вчера было лучше, чем сегодня. Поэтому в ГУМе я неизменно впадаю в ступор: меня преследуют щемящие душу картинки из советского детства. Я все еще помню, какая в этих каменных лабиринтах происходила ужасная толкотня за коврами, тюлями, сапогами, и как взъерошенные в очередях мамаши теряли здесь женский облик и даже детей своих... Бесовское было местечко. И очень мощное: брэнду «ГУМ» скоро исполнится 100 лет, но его потенциал, как видно, неисчерпаем ни в одной из бывших стран–сестер.

Крупные брэнды не умирают. По версии ученых, они лишь впадают в спячку. Но предприимчивые коммерсанты любой пристойный брэнд прошлого могут вернуть к жизни. Будь то фольксвагеновский «жук», фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», журнал «Крокодил» или музыкальный стиль диско 1980–х. Логика несложная: если продукт выстрелил однажды, он выстрелит снова, ведь основные принципы поведения потребителей почти неизменны во времени.

Сегодня, в эпоху римейков и сиквелов, ретростиль двигает экономику как никогда успешно. В особенности на Западе, где предпринимателям удается развернуть жесточайшую борьбу даже на поприще покойников. Право распоряжаться светлой памятью о Мэрилин Монро, например, оспаривают компании «Microsoft» и «CMG Worldwide». За прошедший год население Земли заплатило 186 миллионов долларов благодаря тому, что кто–то выкупил право использовать имена звезд, их фамилии и лица на футболках, постерах, в рекламе, кинофильмах и т.д. Согласно рейтингу «Forbes», больше всех «с того света» зарабатывает король рок–н–ролла Элвис Пресли. Его «храм» в Мемфисе, прокрутка документальных кинофильмов о нем, переизданные музыкальные композиции — все это позволило его «хозяевам» заработать 45 миллионов долларов. Достаточно эффективно оперирует памятью покойного супруга Йоко Оно, благодаря которой Леннон «жив»: невероятными тиражами продается коллекция суперхитов «Beatles», со времени ее выпуска в 2000 году разошлось 10 миллионов копий.

У нас с правами на собственность пока полная неразбериха. Поэтому основным двигателем нашей ретроэкономики можно назвать ностальгию по советскому времени. Российский кинематограф увлекся римейками на новый лад: «Золотой теленок», «Старые друзья», «Небо. Самолет. Девушка», «Звезда» etc. Видеозаписывающие компании как заведенные переиздают старые фильмы на DVD. Достаточно сказать, что комедии «Любовь и голуби» и «Служебный роман» лидируют по DVD–продажам в Минске.

Очередной виток ретромоды — рестораны в советской стилистике. Из Москвы к нам идет новая тенденция ресторанного бизнеса, тематические заведения в духе 50 — 60–х... Первым таким ретрорестораном в Минске стал «Советский», он работает всего несколько месяцев, но любители стильной жизни уже успели оценить строгую роскошь этого «партийного» заведения. Яркие символы советской культуры и капитализма отражены в уникальном интерьере «Советского»: в холле вас встречает «дежурный» (или швейцар) с пристальным взглядом полковника МГБ. Мне фейс–контроль удалось пройти, и по красной ковровой дорожке я проследовала на второй этаж особняка. «Советский» и внутри, и снаружи выглядит помпезным: начиная с патефонов и часов и заканчивая дизайном зала в духе обкомовской столовой — здесь все кричит посетителю о прошлом. Меню соответствующее: на желтоватой (какое искусство!) бумаге перечислен ассортимент «хитов» советской кухни. Из наиболее привлекательных — салат «Мимоза», сало «по–украински» и блины «по–кремлевски» (это с семгой). Вдохновители ресторана намеренно отказались от европейской кухни и предлагают посетителям только советские рецепты из популярного в свое время фолианта «Книга о вкусной и здоровой пище». Кстати, команда, которая работает над маркетингом «Советского», — это молодые люди до 30. Что они могут помнить о советских ресторанах? Да ничего. Но это и к лучшему. Играя в старину, им удается брэнду «Советский» придать некое моложавое звучание: в ресторане есть кондиционеры, летняя терраса в яблоневом саду, баня и даже гостиничные номера. В 50–х подобный комплекс услуг моей бабушке не оказывали, я спрашивала (некоторое время она трудилась в обкоме и столовалась там, естественно).

Ретроресторан «Советский» — это первая и все еще робкая попытка стилизовать эпоху шестидесятых. Там много радиол, но они молчат, к сожалению. В качестве музыкального сопровождения играет живой оркестр из музыкантов оперного театра. Работают замечательно, хотя мне лично не хватило шипящего звучания раритетного винила из проигрывателя. Во дворе особняка я рассчитывала увидеть гипсовую статую. Хотя бы пионера из школьного двора. Но от культа даже самой безобидной личности владельцы заведения отказались. Зато в «Советском» очень натуральным боем каждый час отмеряют массивные напольные часы. Когда они оживают, хочется закурить трубку. Не знаю, почему. Это скорее всего гены...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter