Ретро на колесах

После развала Советского Союза на роскошные автомобили бывших советских руководителей началась настоящая охота.
После развала Советского Союза на роскошные автомобили бывших советских руководителей началась настоящая охота. И это неудивительно - на международном рынке антиквариата за них без колебаний готовы выложить сотни тысяч долларов. В итоге сейчас многие из этих автомашин составляют гордость автомузеев в Европе и Америке. Причем отечественные частные коллекционеры и даже музеи сыграли здесь не последнюю роль. Из-за нищеты и попустительства властей они вовсю занимались нелегальной перепродажей за рубеж уникальных автораритетов... О некоторых самых громких аферах корреспонденту "СБ" рассказали минские автолюбители.

После смерти Ленина по распоряжению Сталина по безбрежным просторам СССР помчались особые порученцы со спецзаданием: собирать вещи, связанные с именем Ильича. Особое внимание должно было уделяться поиску знаменитого фаэтона "Роллс-Ройс Сильвер гоуст Элпайн игл" 1915 года выпуска, которым пользовался Ленин. Но после нескольких месяцев поисков ленинский "Роллс-Ройс" так и не нашли. И поэтому решили заменить его другим. Благо нашлось чем.

А дело в том, что по инициативе Ленина с 1920 по 1925 годы было приобретено 70 дорогих автомобилей "Сильвер гоуст". И в Керчи отыскались как раз два фаэтона из этих 70. Чтобы придать большую правдоподобность находке, шофера Владимира Ильича Семена Гиля "попросили" признать ленинский "Роллс-Ройс" в одном из двух автомобилей, найденных в Керчи. После длительной и скрупулезной реставрации эту машину в конце 1938 года водрузили на втором этаже Центрального музея В.И.Ленина.

Специалисты-автомобилисты сразу заметили подлог, ведь "Роллс-Ройс" 1915 года выпуска, принадлежавший Ильичу, был немного короче и менее мощным, чем тот, что выставили для обозрения. Но не то время тогда было, чтобы кричать об обмане. И работники музея вынуждены были рассказывать посетителям невероятную историю о том, как правительство Великобритании, признавшее СССР, подарило Ленину автомобиль выпуска 1915 года в... 1920 году. Правда, экскурсоводы не могли объяснить, почему в подарок был преподнесен устаревший, пятилетней давности, образец.

Но на этом история с "Роллс-Ройсом", якобы принадлежавшим Ленину, не закончилась. После развала Союза сотрудники музея решили заработать на дорогой и как бы именитой машине: февральской ночью 1995 года тайно с помощью военного автокрана "Роллс-Ройс" сняли со второго этажа музея. Никто и слова не сказал по поводу таких действий, а энтузиастам автостарины, заметившим пропажу, просто пригрозили, мол, держите язык за зубами. Но угрозы не подействовали, и в прессе появилось несколько публикаций, которые вскрыли и подлог, и пропажу. После этого продать с аукциона безномерной автомобиль под видом ленинского было уже невозможно. Чтобы хоть как-то оправдаться, дирекция музея объявила, что машина была снята с экспозиции якобы для того, чтобы сделать аттракцион для "новых русских" с катанием на автомобиле вождя мирового пролетариата по ленинским местам Москвы.

В длинном списке афер, связанных с известными автомобилями, нашлось место и для "Паккарда", принадлежавшего Сталину. Как известно, Иосиф Виссарионович питал страсть к огромным и роскошным американским машинам. В 1939 году вождь всех времен и народов получил в подарок от президента США Рузвельта лимузин "Паккард твелв" 1935 года выпуска. Но после войны с появлением советских бронированных лимузинов ЗИС-115 этот красавец ушел в отставку и отправился в качестве экспоната в Музей Сталина.

После смерти вождя музей был расформирован, и огромный черный лимузин, весивший 7.300 килограммов, был отправлен в одну из военных частей КГБ в Подмосковье. Там чекисты упражнялись в пистолетной стрельбе по бронированным стеклам толщиной 7,5 сантиметра. Для лимузина такие упражнения были словно укус комара для слона, но портили его внешний вид.

Об этом автомобиле вспомнили в 1970 году, когда снимали советско-американскую киноэпопею "Освобождение". Машину доставили на "Мосфильм". После реставрации машина приобрела первоначальный вид, и в фильме актер, игравший Сталина, пользовался настоящим "Паккардом".

После съемок автомобиль оказался никому не нужен и его бросили прямо на съемочной площадке. Московские любители старинных автомобилей составили письмо с просьбой передать "Паккард" известному реставратору Юрию Алехину, всю свою жизнь посвятившему восстановлению этих американских машин.

Но с началом перестройки реставратор попал в тяжелое материальное положение, средств на восстановление лимузина у него не было, да и хранить его было негде. Поэтому Алехин решил машину продать. Об этом стало известно испанскому спекулянту Хорхе Портилья. Осенью 1997 года он направил к Алехину своих эмиссаров.

Перекупщики, предложившие реставратору приличную сумму денег, едва не вывезли за рубеж уникальный "Паккард". Но им помешали не власти, а несколько московских и киевских автолюбителей, которые всеми силами старались не допустить перепродажи раритетной машины за рубеж. Они договорились с Алехиным, что выкупят у него лимузин за те же деньги, только попросили его немного подождать. Тот согласился и сообщил время, когда к нему приедут эмиссары от испанского перекупщика. Когда они явились к Алехину, их уже ожидали автолюбители-патриоты, представившиеся друзьями реставратора, и предложили обмыть сделку. В общем, автолюбители напоили испанских контрабандистов до беспамятства и сделка не состоялась. А на следующий день оговоренную сумму соотечественники Алехину привезли. Теперь сталинский "Паккард" находится в одной из частных коллекций в Украине. Стало быть, опять-таки - за рубежом...

Не менее любопытны и истории уникальных "мерседесов". После окончания войны в Советском Союзе появилось много иностранных автомобилей. Одним из них был роскошный семиместный кабриолет "Мерседес-Бенц 770к", подаренный Гитлером Паулюсу в 1939 году, а после Сталинградской битвы доставшийся маршалу Рокоссовскому. После смерти полководца "Мерседес" приобрел известный реставратор Артур Лештин. Однако долго он у него не задержался: в середине 70-х Артур Сергеевич продал его частному коллекционеру в Ригу. А со временем рижский коллекционер из-за финансовых трудностей вынужден был кабриолет продать, выручив за него 3 миллиона марок.

Судьба другого "Мерседеса", принадлежавшего ранее Василию Сталину, тоже оказалась весьма драматичной. Этот специальный родстер, выпущенный в единственном экземпляре в 1939 году, Сталину подарил Гитлер. Но Иосиф Виссарионович отдал машину в распоряжение сына Василия. Начальник сталинской охраны Николай Власик, чтобы уберечь Василия от безрассудных гонок, поменял его черный спортивный "Мерседес" на свой роскошный вишневый "Кадиллак". После того как Николая Сидоровича осудили за растрату, 180-сильный "Мерседес" остался на его даче. Об этом автомобиле узнал журналист шведского радио Альф Йохансон, работавший в период хрущевской "оттепели" в Москве. Он разузнал через заводской архив номер шасси и кузова и понял, что именно этот "Мерседес" принадлежал Сталину. Летом 1962 года Артур Лештин и Альф Йохансон поехали на подмосковную дачу Власика, который к тому времени уже умер, к его сыну, согласившемуся продать "Мерседес". Он даже не представлял, насколько ценен этот автомобиль. Прибегнув к помощи знакомых советских чиновников, тоже мало что понимавших в антиквариате, Йохансон оформил автомобиль на себя. И летом 1967 года он отправился в туристическое путешествие в Финляндию и Швецию уже на собственном автомобиле "Мерседес". Погранконтроль и таможня без вопросов выпустили путешественника на диковинном автомобиле, не понимая, что из страны вывозят раритет.

Прозрение пришло много позже, когда в 1983 году с аукциона в США эта машина была продана. Шведский журналист-контрабандист получил за нее 500.000 долларов. Сегодня "Мерседес-Бенц 540к" Василия Сталина находится в Лас-Вегасе в Музее автомобилей знаменитых людей.

Если машина Василия Сталина попала в руки иностранного дельца, то спортивный седан "Мазератти-Квадропорте" страстного автолюбителя Леонида Брежнева перепродали... сотрудники КГБ. Этот автомобиль был, пожалуй, самым "породистым" из принадлежавших генсеку 68 машин. В 1968 году компартия Италии подарила Брежневу этот огромный черный автомобиль в качестве благодарности за участие "ФИАТа" в строительстве ВАЗа. Брежнев был рад подарку и выжимал из седана полную скорость - 230 км/час.

После смерти Брежнева в 1982 году "Мазератти-Квадропорте" был передан в КГБ Эстонской ССР, где использовался в служебных целях. В начале перестройки он оказался в охранной фирме "Доломит", организованной бывшими кагэбэшниками. Однако новых владельцев интересовала лишь нажива. С помощью функционеров из клуба реставраторов "УНИК" они вывезли автомобиль в Англию и выставили на аукцион. Тогда, в 1990 году, уникальный "Мазератти-Квадропорте" приобрела премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Но "железная леди" купила автомобиль, принадлежавший Брежневу, не только ради того, чтобы пополнить коллекцию. Именно с ее легкой руки и разгорелся скандал, связанный с перепродажей советских реликвий. Правда, он бушевал в основном на страницах западных изданий. Граждан отживавшего последние дни СССР тогда волновали аферы покрупнее - к примеру, уже вовсю бушевали страсти вокруг миллиардов долларов предпринимателя Артема Тарасова...

Однако вернемся к нашим "железным коням". А что же творилось в гаражах бывших союзных республик? Как рассказал корреспонденту "СБ" руководитель Белорусской федерации старинной автотехники "Баретро" Владимир Михалев, у нас в республике также было немало уникальных машин, и судьба их не менее трагична.

"Чайка", которая была закреплена за Петром Машеровым и на которой он попал в трагическую аварию, была разрезана автогеном и отправлена на металлолом. Остался только представительский ЗИЛ. Сейчас он находится на киностудии "Беларусьфильм" и время от времени выезжает из гаража. Говорят, что можно было даже его арендовать новобрачным. Числившиеся на балансе в правительственном гараже ЗИМы, ЗИСы и ЗИЛы, когда истекали сроки их эксплуатации и приходило время замены автопарка, также резали и отправляли в утиль. К несчастью, действующие в то время нормативные документы запрещали такую списанную технику отдавать в частные руки. А специализированного, да и просто технического музея в республике не было. Как нет его до сих пор.

Более удачливой, если так можно выразиться, оказалась судьба шести "Роллс-Ройсов", двух ГАЗ-13 "Чайка" и уникальной ГАЗ-14 "Чайки" с эмблемой СССР - их продали за рубеж, в Польшу и Германию. Сейчас в гараже числятся шесть "Чаек", правда, на ходу из них только одна.

Из знаменитых иномарок, говорят, сохранилась у нас машина Янки Купалы "Шевроле". Она находится в музее в Шкловском районе. Что же касается других раритетных автомобилей, то по большей части их родословные - это красивые легенды и слухи. У наших коллекционеров действительно есть в наличии "Адлер-Триумф" (1935 г.), "Вандерер-23" (1939 г.), БМВ-322 (1938 г.), два "Бьюика" (1937 и 1940 гг.), советские довоенного и послевоенного годов выпуска автомобили "Победа", "Москвич", военная техника - ГАЗ-67Б, 3ИС-101, 3ИС-110, "Студебеккер". Однако документального подтверждения всего "боевого" пути этих машин нет. И кому они принадлежали и кто ими пользовался однозначно утверждать трудно.

Увы, по большому счету, редкой автотехники в Беларуси чрезвычайно мало. Но даже до того, что есть, никому, кроме самих коллекционеров, нет дела. Раритеты стоят в сараях, на огородах, вместо того чтобы украшать музеи и выставки. Старинная техника даже в ГАИ, как правило, не зарегистрирована - нет документов... Поэтому сколько и каких антикварных машин было вывезено из республики или уничтожено - это, похоже, останется тайной навсегда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter