Ресурсы - в возможности

Полугодовая тенденция финансово-экономических показателей торгового процесса, общая оценка происходящих изменений, стабилизация делового климата, по мнению экспертов, позволяют говорить о набирающей силу ноте оптимизма. Социальная и экономическая значимость активности розничных торговых сетей, их роста и конкуренции на сегодня бесспорна. Это основное звено, завершающее процесс обращения, где товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, обретают своих потребителей. Мы имеем все преимущества — выбирать, сравнивать, получать полную информацию о качестве и составе товаров, возвращать неподходящее…
Как в этом году развивалась торговая сеть страны? Какие задачи и проблемы были решены? Накануне профессионального праздника — Дня работников торговли — вопросы адресовали главе Министерства антимонопольного регулирования и торговли Алексею Богданову.



— Потребительский рынок развивается довольно активно, в соответствии с ростом запроса общества к качеству товаров и культуре обслуживания. Услуги торговли остаются одними из наиболее востребованных. Они же имеют ярко выраженную социальную направленность, особенно в сельской местности, поскольку ориентированы на удовлетворение потребности населения в товарах и услугах общественного питания, создание комфортной потребительской среды.

Необходимо отметить, что доля торговой отрасли в ВВП традиционно занимает стабильное второе место после обрабатывающей промышленности. За январь — май текущего года этот показатель равен 8,6 процента. Валовая добавленная стоимость сформировалась в объеме более 6 миллиардов рублей. Розничный товарооборот через все каналы реализации превзошел сумму в 26,3 миллиарда рублей, что на 0,9 процента выше уровня прошлого года в сопоставимых ценах.

За счет строительства и реконструкции действующих объектов создана и действует развитая торговая инфраструктура. В этом году сохраняется динамика ее развития. По данным Торгового реестра ­Республики Беларусь, количество розничных торговых объектов за январь — июнь увеличилось на 356, общее их число составило 127 235 единиц. При этом совокупная площадь превысила 7,2 тысячи кв. м.

В стране функционирует более 23,3 тысячи объектов общественного питания на 930,5 тысячи мест. 
И это на 6,1 тысячи больше в сравнении со статистикой начала 2022‑го. Такие данные подтверждают высокий уровень доступности услуг торговли и общественного питания, развитие этого сектора экономики.

Еще один актуальный вопрос — прогресс интернет-магазинов… На 1 июля в стране зарегистрировано 28 640 таких торговых площадок. Прирост их числа на старте текущего года составил 2,5 процента, или плюс 701 точка виртуальной коммерции.



В настоящей непростой политико-экономической ситуации торговые сети принимают участие в социальных проектах. В 2022 году субъекты торговли подхватили инициативу МАРТ в поддержку социально уязвимых слоев населения. В итоге 17 крупных торговых сетей подписали соглашение, согласно которому пенсионерам, инвалидам, много­детным семьям и малообеспеченным гражданам предоставляется 10-процентная скидка на социально значимые товары.

— Насколько активно и с какими результатами происходит внедрение цифровых технологий в торговой сфере?

— Сегодня в белорусском ретейле наблюдается постоянный рост темпов цифровизации, так как все больше потребителей активно используют цифровые технологии. Чтобы соответствовать их предпочтениям, а также успешно конкурировать на рынке, необходимо внедрение современных технологических решений.

В наших реалиях диджитализацию отечественного ретейла в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Так, покупатели все больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, рассчитывают на персональный подход. Они активно используют различные источники для получения информации. Так что путь к приобретению становится многоканальным.

Сегодня в розничной торговле активно применяются программные продукты, позволяющие проводить анализ поведения посетителей, повышать производительность труда и операционной деятельности, совершенствовать логистику и контроль поставок, а также уменьшать себестоимость товаров, делать их более доступными на рынке, повышать конкурентоспособность и культуру обслуживания. Так что все более популярными становятся мобильные приложения торговых сетей, кассы самообслуживания, прайс-чекеры, бесконтактные платежи, ­доведение ­информации и возможность оплаты с использованием QR-кодов.

— Правительство и Комитет государственного контроля утвердили программу действий по стабилизации цен, совершенствованию методологии ценообразования и контроля за соблюдением законодательства об установлении цен на товары на 2022 год. В чем его суть и значимость?

— Это стратегический план, который предусматривает согласованные действия по насыщению внутреннего рынка товарами и стабилизации цен уже в текущем году. А именно легализацию параллельного импорта, разработку комплекса мер по производству импортозамещающей сельхозпродукции, совершенствование системы стабилизационных фондов и другое.



Кроме того, документ определяет перевод расчетов за энергоресурсы на российские рубли, пересмотр программ по снижению затрат производителями, совершенствование государственных закупок. В нем заострено внимание и на вопросах совершенствования методологии ценообразования и контрольной деятельности. Программа также описывает внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, продление действия соглашения о скидках, внедрение аналитической системы мониторинга цен путем контроля кассового оборудования.

— Каким будет ваш прогноз о развитии торговли страны? Насколько оптимистична его тональность?

— Успешность экономических решений зависит изначально от наших целей, намерений, и в том числе от состояния духа. Оптимизм, как известно, предиктор успешной деятельности. Однако не стоит подходить к его крайней границе, где все окрашено в розовые тона. Здоровый реализм, горячий интерес к своему делу, уверенность в стратегических шагах и решениях — это, на мой взгляд, то, что обязательно приведет к положительным результатам в любой сфере.
Что касается торговой отрасли, приоритетом ее развития станет прежде всего максимально полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на потребительские товары высокого качества и по доступным ценам. Обязательно дальнейшее развитие инфраструктуры розничной торговли как за счет формирования крупных торговых сетей, так и посредством роста числа магазинов шаговой доступности. Обязательно и развитие нестационарной торговли, в том числе на территории сельской местности. В наших планах последующее расширение сети общественного питания за счет строительства новых и реконструкции действующих объектов.

К сведению

Около шести лет назад Министерство торговли официально переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Издание Указа ­­Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» привело не только к смене названия. За этой переменой — существенное изменение функций и задач, закрепленных за министерством. «Новые слова» в наименовании определяют и появление новых векторов деятельности.


На министерство дополнительно были возложены функции по обе­спечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции по регулированию цен (тарифов), а также конт-роль в этих сферах.
Однако по-прежнему актуальными остаются и вполне традиционные направления работы — торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, защита прав потребителей, реклама, государственные закупки. Сосредоточение этих сфер в рамках компетенции одного министерства позволяет последовательно 
и комплексно подходить к решению поставленных задач.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter