Что значит учить по-новому, знают в Оршанском государственном механико-экономическом колледже

Ресурс для оттачивания профессионализма

Здесь на днях с участием министра образования Игоря Карпенко, председателя Витебского облисполкома Николая Шерстнева, помощника Президента — инспектора по Витебской области Анатолия Линевича торжественно открыли ресурсный центр в сфере машиностроения.

На смену бумажным чертежам в лабораториях колледжа приходит виртуальное моделирование и специальные программы.

Учебные стенды, специальные, в том числе промышленные, станки позволят готовить специалистов высокого уровня. Оборудование, которое появилось в оршанском колледже, есть не в каждом учебном заведении, отметил Игорь Карпенко:

— Это позволяет грамотно распределять ресурсы, поддерживая центры в актуальном техническом состоянии, используя их как базу для профподготовки учащихся, профориентации школьников, переподготовки и повышения квалификации кадров. Важны они и при подготовке на республиканские и международные состязания WorldSkills.

Ресурсный центр в Орше ориентирован прежде всего на подготовку рабочих кадров, так необходимых промышленному региону.

Бывшие учебно-производственные мастерские, на месте которых разместился центр, полностью преобразились — ремонт, благоустройство и, главное, самая современная «начинка». О таком вкладе в будущее наших детей можно было только мечтать, не скрывает радости директор колледжа Наталья Дервоед:

— Огромная благодарность Министерству образования, руководству региона за внимание и поддержку! Только из республиканского бюджета на оборудование выделили больше двух миллионов рублей. Область тоже не осталась в стороне и помогла со строительно-ремонтными рабо­тами, покупкой мебели, видео- и компьютерной техники, инструментов… Работу над созданием центра мы начали год назад, но завершающие штрихи сделали буквально на днях.

Николай Развенков и Павел Мотин уверены, что, отправившись на завод, смогут чувствовать себя как рыба в воде.

Заглядываем в одну из лабораторий. Ребята на учебном двухместном стенде отрабатывают практические знания по гидроприводу и гидропневмоавто­матике. Но сначала нужно занести расчеты в новенькие ноутбуки. На них установлена программа, позволяющая проверить корректность данных и заочно провести своего рода тест-драйв. Такие схемы вполне могли бы стоять в настоящих промышленных станках, вводит в курс дела Александр Егоров, преподаватель спецдисциплин:

— Виртуальная доска и стенды для сборки — огромный плюс. Теоретические выкладки — это одно, но иметь возможность создать схему своими руками, увидеть, как это устроено, — все же лучше.

Третьекурсник Николай Развенков, который учится по специальности «Технология машиностроения», говорит, что с таким оборудованием заниматься стало в разы увлекательнее. Парень уверен, что, отправившись на завод, он и его одногруппники смогут чувствовать себя как рыба в воде.

Технологии не стоят на месте, включается в беседу преподаватель Тамара Никифорова:

— Разве могла я когда-то предположить, что дипломные и курсовые проекты можно презентовать на мультибордах и в 3D-формате? А сегодня это реальность, наука шагает вперед и задает тон производству.

В лаборатории технологии машиностроения, где ведет занятия Тамара Ивановна, нас удивляют умным роботизированным технологическим комплексом с фрезерным станком с ЧПУ. Шестиосевой шарнирный робот аккуратно перемещает заготовку от позиции к позиции, как на конвейере. Скорость — 9 тысяч 900 миллиметров в секунду, вылет механической руки — 648,7 миллиметра. Именно на таком оборудовании учащиеся оттачивают навыки по управлению и программированию.

Руслан Юрченко признается: с появлением центра учиться стало и нагляднее, и интереснее.

За новейшие станки с ЧПУ будущие профессионалы в машиностроении встали в конце минувшей зимы. Вот что об этом говорит Алексей Карманов, заведующий ресурсным центром:

— Образование должно не просто идти в ногу со временем, а быть на шаг впереди, подстегивая промышленность. У наших будущих техников, конструкторов и т. д. теперь есть все возможности, не выходя из колледжа, переводить теоретические знания в практические навыки. В том числе на крупногабаритных станках с программным управлением, прибывших из Австрии. Такие используют на производстве, так что, придя на первое рабочее место, ребята точно не будут смотреть на оборудование широко открытыми глазами. В этом и задача ресурсного центра — выпустить высококлассного специалиста, готового сразу приступить к делу.

На смену бумажным чертежам в лабораториях колледжа приходит виртуальное моделирование, специальные программы. Прежде чем попасть в станки, заготовки для деталей высвечиваются на экране мультиборда — малейшая неточность горит красным. Третьекурсник Руслан Юрченко признается: с появлением центра учиться стало и нагляднее, и интереснее:

— По складу ума я технарь, так что осознанно выбрал специальность «Технология машиностроения». Ее же получил и мой отец, который работает на «Красном борце» оператором 6-го разряда. Он удивлен, насколько сильно изменился за последнее время учебный процесс. Поэтому я не просто получаю знания, а иногда делаю для него фото — для сравнения.

ДОСЬЕ «НГ»

Помимо Оршанского механико-экономического колледжа, в Витебской области сегодня действуют еще четыре ресурсных центра: на базе Городокского аграрно-технического колледжа, Полоцкого химико-технологического колледжа, Витебского индустриально-технологического колледжа и Витебского профессионально-технического колледжа машиностроения имени М.Ф. Шмырева. Всего в Беларуси организовано 48 ресурсных центров.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Мурза, заместитель директора по идеологической работе, кадрам и быту ОАО «Станко­завод «Красный борец»:

— Наше предприятие — один из основных заказчиков кадров, которые выпускает Оршанский механико-экономический колледж. То, что учебный процесс у наших партнеров теперь будет идти на более современном уровне, нет сомнений. Раньше получить практические навыки в отрасли машиностроения учащиеся могли только по договоренности с предприятиями, а сейчас — в любой момент, на базе альма-матер.

Многие сегодня стремятся освоить новую востребованную профессию, причем чаще с уклоном в техно. Для этого не обязательно идти в колледж прямо со школьной скамьи, можно в любом возрасте. Главное — желание. Центр поможет и при повышении квалификации работников, особенно новичков, которые пока не имеют разряда.

Механико-экономический колледж — настоящая кузница кадров для местных предприятий. Поступить в него означает не бояться остаться без первого рабочего места. Другой вопрос —  стоит грамотно расставлять приоритеты, демонстрируя старшеклассникам, что учеба в среднем специальном учреждении может быть интересной и перспективной. Техническое оснащение в такой профориентации играет не последнюю роль.

Когда-то пользовалась популярностью идея учебно-производственных комбинатов. Они были частью школьной жизни и фактически первым знакомством с отраслью. Получив допрофильную подготовку и даже разряды, ребята охотно связывали судьбу с рабочими специальностями, а также выбирали вузы с техническим уклоном. Похожую систему во главу угла сегодня ставят созданные при учебных заведениях страны ресурсные центры.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter