Ресторан на лужайке

Кейтеринг  в  Беларуси  входит  в  моду,  но  немногие  четко  представляют  значение  этого  термина

Кейтеринг  в  Беларуси  входит  в  моду,  но  немногие  четко  представляют  значение  этого  термина 

Во всем мире   выездное ресторанное обслуживание, или кейтеринг, имеет давно сложившиеся традиции. По популярности эта услуга порой опережает даже знаменитый фаст-фуд. Как правило, основное предложение на рынке формируют крупные специализированные компании, которые обладают необходимой материально-технической базой. На европейском рынке наиболее востребованный вид кейтеринга — организация и обслуживание корпоративных столовых. А наиболее прибыльный вид кейтеринга — выездной банкет или фуршет. Итоговый счет может в 8—10 раз превышать стоимость обычного обеда. В понятие «кейтеринг» входит и обслуживание пассажиров транспортных компаний, где предъявляются наиболее жесткие требования: так, еда для аэропортов должна заменяться на свежую каждые 4 часа. 

С  национальной  спецификой 

В Беларуси оценивать рынок кейтеринговых услуг еще рано: его емкость трудноизмерима да и компаний, четко позиционирующих себя в этом сегменте, практически нет. Основные потребители, как правило, сосредоточены в Минске или недалеко от столицы. Особенность выездного обслуживания по-белорусски за­ключается в том, что кейтеринг четко разделен на два сегмента: праздничный и обеденный. Первый представлен праздничными агентствами, второй сводится к курьерской доставке обедов на дом или в офис. По большому счету, это вовсе и не кейтеринг в традиционном понимании этой услуги, предполагающей широкий спектр обслуживания. Но полноценную профессиональную услугу в Беларуси сегодня предлагают единичные компании. 

Обед  для  клерка 

Питание сотрудников в западных компаниях уже давно стало традиционной составляющей обязательного соцпакета. Эта традиция прижилась и на российской почве: в Москве и регионах действует немало крупных кейтеринговых компаний, которые предоставляют полный пакет услуг для офисов. В Беларуси это явление стало развиваться только пару лет назад. Впрочем, слово «кейтеринг» действительно зачастую ассоциируется лишь с доставкой еды (в основном в этом сегменте работают небольшие ЧУП). Но слово стало таким модным, что даже пельменные и бары не преминут обозначить его в списке предлагаемых услуг. 

К сожалению, материально-техническая  база наших компаний пока не позволяет предложить достойные варианты обслуживания. Даже в случае с обычной доставкой горячих обедов в офис необходим специально оборудованный автомобиль. Есть варианты, которые включают также сервировку и обслуживание, что требует от кейтеринговых фирм затрат на специальное оборудование, а также наличия обученного персонала. Развитию услуги не способствует достаточно высокая стоимость обедов, доставляемых в офис. 

Праздник  везде 

За границей давно принято проводить вечеринки, или party, у себя дома. Эта услуга вполне доступна среднему классу. В Беларуси праздничный (event) кейтеринг существует по совместительству — как сопутствующий бизнес агентств, организующих различные мероприятия. Однако уровень подготовки и обслуживания в данном случае специалисты считают очень невысоким. Несколько проще с приготовлением пищи: агентства просто за­ключают соответствующие соглашения с ресторанами. А вот с технической базой и обслуживающим персоналом возникают проблемы. Для того чтобы провести любую вечеринку достойно, необходима специальная мебель, шатры и тенты, посуда в ассортименте, текстиль… Поэтому организация больших банкетов — приоритетное направление работы для крупных кейтеринговых компаний, у которых есть собственное оборудование, соответствующий штат, переносные кейтеринговые площадки и залы. Причем техническая оснащенность становится основным фактором конкурентоспособности. Независимо от суммы заказа клиент не должен получить одноразовую посуду, невнимательного официанта или другие «неожиданности». 

Рестораторы  отдыхают 

Считается, что классическим ресторанам не стоит осваивать нишу корпоративного питания: провал почти неизбежен. Для получения прибыли необходимо кормить обедами несколько тысяч человек в день. А вот в event catering шансов на успех у ресторанов значительно больше, тем более что это отличная реклама своей кухни и дополнительные очки в копилку имиджа заведения. Впрочем, на практике рестораны вряд ли смогут обслужить мероприятия, где присутствует более 500 человек.

За  и  против 

Кейтеринг считается высокодоходным бизнесом с достаточно коротким сроком окупаемости вложений. Но и хлопот с организацией выездного питания немало. Свой негативный отпечаток накладывает проблема общественного питания в целом, связанная с неубедительным качеством продукции. Нет и базы специально обученных сотрудников. 

При наличии у заказчиков средств особых проблем с доставкой горячего питания, как правило, не возникает. К тому же немало помещений, соответствующих требованиям для организации пищевого производства, пустуют или перепрофилируются под магазины, клубы, склады… Практика показывает, что, если предприятие готовит качественную пищу из хороших свежих продуктов, не искажая калькуляции, такая продукция рекламирует себя сама. А если подключить возможности Интернета, телевидения, радио, то заказы гарантированы. 

Впрочем, указывая на очевидные достоинства этого бизнеса, специалисты утверждают: кейтеринг в Беларуси не будет развиваться без значительных инвестиций. Ожидать их можно только с приходом крупных иностранных игроков, которые готовы к покупке оборудования, обучению персонала и организации крупных мероприятий. Причем основным направлением, скорее всего, станет праздничный кейтеринг: на него и спрос выше, и прибыли гораздо солиднее, чем в сегменте корпоративных обедов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter