«Реставрация прекращается там, когда начинается гипотеза»

Принято   решение   о   том,   как   будет   выглядеть Коложская    церковь   в   Гродно

Принято   решение   о   том,   как   будет   выглядеть Коложская    церковь   в   Гродно

Сегодня эта древняя церковь, давно уже ставшая живой   легендой, продолжает действовать, привлекая не только верующих христиан, но и всех, кто питает неподдельный интерес к истории Беларуси. Ветры времени, которые не раз проносились по Гродненщине, сметая многое на своем пути, не оставили в стороне древний храм. Следы первых потерь относятся уже к концу XIII века, а в начале следующего, XIV, предположительно, были  разрушены церковные своды. И позже здесь не раз гремели сражения, оставившие после себя не только человеческие жертвы.  С другой стороны, Коложа, очевидно, много раз спасала городненцев. В том, что храм выполнял функции оборонного сооружения, убеждают особенности его архитектуры: высокие окна, открывающие обзор окрестностей, галерея, идущая по верху, узкие закрытые ходы в алтарной части.

Утраченное же периодически восполнялось, и, конечно, восполнялось уже  в традициях и технике новых столетий. К примеру, крупномерный кирпич, отличный от «родной» плинфы,  использовали неизвестные мастера, замуровавшие довольно большое отверстие в северной стене: нишу, окно либо просто проем, возникший в результате разрушения. Этот кирпич, судя по тому, что именно такой присутствует в сооружениях Лидского и Кревского замков, относится к концу XIII века.

Изменения привносились и после трех природных катаклизмов, от которых древнее строение пострадало в XIX веке, – оползней 1853-го, 1864-го и 1889 годов. В 1896–1906 годах, укрепив берег, на котором стоит Коложа, здесь достроили недостающие стены и крышу.

Словом, жизнь шла своим чередом, и каждая эпоха оставляла в облике уникальной постройки собственные следы. Именно поэтому, когда речь зашла о перспективах ее реставрации, возникло немало различных мнений о том, в каком виде уникальная жемчужина белорусской архитектуры должна предстать после завершения работ. Перед руководителем проекта реставрации историко-культурной ценности доцентом Белорусского национального технического университета кандидатом искусствоведения Геннадием Лаврецким, которому были поручены научные исследования и обоснование восстановления Коложи, стояла очень непростая задача. 

Предложения и варианты рассматривались разные. Один из них заключался в том, чтобы возвести Коложу в стиле византийской церковной архитектуры, в духе православных традиций XII столетия – эпохи, когда зодчие гродненской школы впервые построили этот храм. Другой – в том, чтобы восстановить храм с учетом архитектурных наслоений более поздних эпох, основываясь на исторических свидетельствах XIX века. В ходе многочисленных обсуждений вы-сказывались и иные точки зрения.

Между тем Борисоглебская церковь, безусловно, относится к числу самых ценных исторических памятников Беларуси, претендующих на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В принятии решения необходим был взвешенный научный подход. Именно поэтому научно-методическая рада Министерства культуры шла  к единому мнению на протяжении достаточно длительного срока, возвращаясь к теме на нескольких своих заседаниях.   

В результате принято компромиссное решение. Сохранившиеся части строения предстанут в нынешнем их виде. Разрушенная же южная часть в духе православных традиций будет увенчана четырьмя полукружиями – закомарами.

— Такое решение очень логично, — убежден главный инженер института «Гродно-гражданпроект» Рышард Кацынель. — Ведь о первоначальном виде Борисоглебского храма можно судить лишь по сохранившимся на протяжении девяти столетий его частям. Свидетельства же более поздних времен до-ступны также и благодаря наличию исторических изображений и документов. Такими источниками служат гравюры того же Маковского и Цюндта (последняя выполнена по рисунку Адельгаузера), датируемая 1853 годом акварель Михаила Кулеши, фотоснимки середины XIX столетия из коллекции создателя Гродненского историко-археологического музея Юзефа Ядковского. Поэтому «родные» коложские стены будут сохранены без принципиальных изменений, а то, что вырастет на месте разрушенной ее части, будет реконструировано с учетом византийских традиций. При этом границы исторической части и восстановленной будут четко обозначены.

— Реставрация прекращается там,  где начинается гипотеза, — на этом положении действующей Венецианской международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест мы основываем свою работу, — дополняет  руководитель архитектурного проекта реставрации Борисоглебской церкви Нина Емельянова.

К слову, та же Венецианская хартия предусматривает и еще одно условие: наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены.

Что же конкретно предлагает проект, утвержденный научно-методической радой Министерства культуры? В первую очередь укрепление существующих исторических конструкций. Северная стена и фрагмент алтарной части, а также фундаменты здания в силу очень солидного возраста значительно обветшали. Поддержать их планируется с помощью специальных инъекций современными укрепляющими растворами. Для возведения остальных частей постройки будет использован особый кирпич – плинфа, который выпустит местное предприятие, КУП «Волковыск стройматериалы». Здесь же по образцам, сохранившимся в Гродненском историко-археологическом музее, готовят керамические голосники. 

Внутри церковь также будет восстановлена в пределах возможного. При этом проект предусматривает оснащение здания всеми необходимыми коммуникациями: полами с подогревом, освещением, вентиляцией, сигнализацией. Такие атрибуты современности, по мнению специалистов, пойдут исторической постройке на пользу. Тот же подогрев полов, к примеру, позволит избежать сильного колебания температур в разное время года и обусловленных этим разрушений.

Пока идет внесение в архитектурный проект оговоренных в решении рады изменений, рядом с Коложей готовятся возвести временный храм. В нем будут проходить богослужения во время реставрации Борисоглебской церкви.

Историческая справка

Борисоглебская (Коложская) церковь – один из древнейших действующих храмов Беларуси, построенный в  1180-х годах и  освященный в честь святых Бориса и Глеба. Это единственное сохранившееся до наших дней произведение гродненской архитектурной школы, памятник, претендующий на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Cохранившиеся стены здания украшены цветными шлифованными гранитными и гнейсовыми камнями, фигурными керамическими плитками, из которых складываются геометрические узоры. Все это создает впечатление инкрустации драгоценными камнями. В стены вмурованы голосники.

Предание гласит, что вблизи  храма был похоронен предательски убитый в 1326 году  полководец Давид Городенский. В 1405-м великий литовский князь Витовт поселил здесь пленных жителей псковского пригорода Коложи, что и дало церкви второе имя – Коложская.

На снимке: один из эскизов проекта реставрации Борисоглебской церкви.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter