Реставрация памяти

Во время парада в Минске, посвященного 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, среди прочей боевой техники военных времен шел в танковом строю и БТ-7, которым управлял шкловчанин Игорь Матюк. Чуть позже за образцовую подготовку машины к маршу и умелое ее вождение механик-водитель удостоился грамоты Президента страны и получил от него в подарок именные часы.

Во время парада в Минске, посвященного 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, среди прочей боевой техники военных времен шел в танковом строю и БТ-7, которым управлял шкловчанин Игорь Матюк. Чуть позже за образцовую подготовку машины к маршу и умелое ее вождение механик-водитель удостоился грамоты Президента страны и получил от него в подарок именные часы.

А история этого танка такова.
Как-то лет семь назад Игорь пришел к директору Шкловского межшкольного учебно-производственного комбината Валерию Семушкину с идеей создать своеобразные мастерские по реставрации боевой техники времен Великой Отечественной. Чтобы делу придать законный статус, официально создали общественное объединение “Военно-патриотический клуб “Поиск”. Именно поиск информации о нахождении этой техники стал основной составляющей всей работы клуба. БТ-7 — первая значимая реставрационная удача “поисковцев”.
О том, как из болота близ оршанской деревни Шибеки поднимали грозную машину, можно написать книгу. Как, кстати, и о ситуации, при которой тот оказался в трясине. Случилось это в 41-м, когда в  районе Сенно—Бешенковичи крупное танковое соединение Красной Армии, большей численностью, чем на знаменитой Курской дуге, было разгромлено значительно меньшими силами немецкой армии (об этом, кстати, почти нигде не упоминается в мемуарной литературе). В суматохе той битвы экипаж не сориентировался и влетел в болото, Машина стала медленно погружаться. Об этом членам клуба рассказали оставшиеся в живых местные очевидцы происшествия.
...Вытаскивали БТ-7 несколько месяцев. Изначально исследовав, установили, что двигатель в нормальном состоянии, а если поднимать танк зимой, может повредиться морозами.
— На совесть ковали грозную технику для армии, — рассказывает об этом случае руководитель “Поиска” Валерий Семушкин. — Несмотря на то, что прошло столько времени, после того, как вытащили танк из болота, бензин из его баков оказался пригодным для нынешних автомобилей — так хорошо сохранился. Ну а саму боевую машину в течение года доводили до первоначального состояния умелые руки Александра Миколуцкого, который у нас считается главным специалистом по реставрационным работам.
Еще один такой оригинал, могучий отечественный танк ИС-3, сейчас находится на главной площади Шклова в начале Алеи славы. И стал он настолько знаковым, что здесь назначают свидания влюбленные. А уж пацанва просто не слезает с грозной брони. Найденный по подсказке местных жителей и в результате многодневных лесных поисков Т-34 после трехмесячных реставрационных работ занял свое место в Гомельском областном музее.
Огорчает поисковиков то обстоятельство, что все чаще встречаются люди, в военные годы ставшие свидетелями трагедий экипажей, летчиков, которые ныне за сведения, относящиеся к той поре, стремятся получить... деньги. Они коммерциализируют память: мол, за информацию надо платить. Иногда это и приходится делать. После чего на производственно-реставрационной базе клуба появляются очередные ржавые, исковерканные взрывами броневики, пушки, самоходки.
— Почти никогда не удается установить, кто воевал или даже погиб в этой технике, — с сожалением констатирует Семушкин. — Как правило, документы, именные медальоны либо сгорают, либо истлевают под тяжестью времени. Но в нынешнем и следующем месяце будем проводить подъемы нескольких единиц техники времен Великой Отечественной и надеемся, что она расскажет о своих пока безызвестных хозяевах.
А два последних года для реставраторов из “Поиска” были весьма напряженными. Заказы поступали из многих концов бывшего Союза. Из Башкортостана пришла просьба разыскать и отреставрировать две противотанковые пушки-сорокапятки. Знаменитые орудия предполагалось установить в памятных местах. Но в полной точности заказ выполнить не удалось, хотя башкирские ветераны не остались в обиде: в минувшем апреле к ним направились два 57-мм орудия ЗИС-2 производства 43—44 годов, после восстановления выглядевшие как новые.
— Есть заказ на Т-34 для мемориала “Буйничское поле”, что под Могилевом, — делится руководитель “Поиска”. — Но самая наша большая мечта — собрать и “поставить на ноги” движущуюся коллекцию боевой техники времен самой кровопролитной войны. Пусть бы каждый, кто бывает у нас, видел величие подвига старшего поколения, почувствовал зарождавшуюся уже тогда мощь Красной Армии.
Мечтает Семушкин к поиску свидетелей, могущих указать на нахождение техники времен Великой Отечественной, привлечь школьников-старшеклассников. И хоть психологи склонны утверждать, что в таких ситуациях ребята могут испытывать стрессы, думается, они благотворно скажутся на них, особенно на патриотическом, здоровье.
...За мастерскими, в которых работают реставраторы, немало искореженного и проржавевшего металла. Редко когда удается “отвоевать” у земли или воды технику в приличном состоянии. Поэтому фрагментно собирают тут и танки, и БТРы, и пушки. Чтобы люди, видя их, помнили, какой подвиг совершили их предки и какую цену заплатили за Победу. Память тоже время от времени нуждается в реставрации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter