Решим задачу для дачи

Нерентабельный дизель-поезд отменили – садовые товарищества против

Гродненские дачники продолжают бороться за дизель, идущий до самой белорусско-литовской границы. Почти 30 лет назад в садовых товариществах «Золотые пески», «Солнечное» и «Учитель» получали наделы представители гордых профессий — педагоги, врачи, воспитатели и нянечки детских садов. Здесь вы не увидите шикарных особняков. В прошлом году дачникам объявили неприятную новость: дизель Гродно — Учитель скоро отменят. Пенсионеры тут же принялись обивать пороги всевозможных инстанций.

Дачники неоднократно обращались на «прямые линии» и непосредственно к руководству Барановичского участка БелЖД.
Увы, ответ один: содержание этого поезда региональных линий экономкласса нерентабельно

На этот раз делегация пенсионерок-дачниц пришла на прием к председателю Гродненского облисполкома Владимиру Кравцову. Причина их тревоги понятна: впереди — летний сезон, пора начинать дачные работы, а дизель до их домиков ходит всего один раз в неделю — по субботам. Но это еще полбеды. В скором времени и этот поезд собираются отменить. Как быть? Речь идет не только о дачниках. Пострадают и местные деревенские жители, которые окажутся отрезанными от цивилизации. До ближайшей станции Поречье 7 километров. Как преодолеть эти километры бабушкам и дедушкам, большинству из которых перевалило за 70, неизвестно.

В деревне Чернуха, которая вскоре окажется без железнодорожного сообщения, проживает около 30 жителей. Одна из них — Станислава Хотян. И она, и ее муж Леонард — инвалиды II группы.

— В Поречье и Гродно езжу в основном к врачу и за лекарствами, — признается сельчанка. — Раз в неделю к нам приезжает автолавка, но там не всегда свежие продукты, да и выбор невелик. А в агрогородке даже супермаркет есть. Когда здоровье позволяет, сажусь на велосипед и еду. Но силы уже уходят. Собирали подписи, письма писали во все инстанции, да видно не судьба. До деревни Узбережь поезд, кстати, не отменяют. А мы чем хуже? Здесь живут люди, которые еще строили эту дорогу. Рассказывают, как трудно было. А сейчас возьмут да разберут это все.


Еще одна жительница Чернухи Сабина Суровец давно живет одна. Ей 76. Бабушка минимум раз в неделю ездит в Поречье «до костелу». Говорит, никуда отсюда не уедет до самой смерти. Недавно месяц отлежала в больнице с инфарктом, в прошлом году получила сильный ожог. Бабушка удивлена мнению железнодорожников, что поезд не востребован. Летом сюда едут полные вагоны, даже в тамбуре люди стоят. В лесу ведь полно грибов и ягод. А зимой — да, пусто.

Ольга Винокурова — одна из дачниц, попавших на прием к главе области. По сути, этот поход стал последней надеждой как-то изменить принятое решение, пока железнодорожные пути не разобрали.

Дачники из садового товарищества «Золотые пески».

— Вопрос по сохранению поезда Гродно — Учитель стоит с января прошлого года. Мы с другими дачниками встречались с руководством Барановичского участка Белорусской железной дороги, к которому относится этот путь. Нам сказали, что поезд нерентабелен, поэтому оставлять его в графике нет смысла. Но речь, заметьте, идет только о 6,9 км пути — от станции Поречье до Учителя. Всего-то две остановки! Наши садоводческие товарищества находятся в 50 километрах от Гродно. Землю вдоль железной дороги когда-то давали учителям, военным и воспитателям. В общем, не самым богатым людям. Не было здесь ни воды, ни электричества. Все проводили за свои деньги. Сейчас нам обещают пустить автобус. Но сложно представить, как бабульки с рюкзаками и ведрами будут пересаживаться из дизеля в маршрутку, чтобы проехать около 7 километров. Скорее всего, нам просто придется отказаться от своих дач, а для многих из нас это жизнь.

Всего в трех садоводческих товариществах, о которых идет речь, обрабатывается около 350 дачных участков. Больше всего их в Учителе — 126. Прибавим к ним жителей деревни Чернуха и агрогородка Поречье, которые также ратуют за сохранение поезда. Конечно, все грибники и ягодники едут в основном до Поречья, а там уже и пешком можно пройтись по лесу. Но никак нельзя утверждать, что до конечной станции едут лишь единицы. Заместитель председателя Гродненского райисполкома Геннадий Гапанович не слишком расположен к общению:

Станислава и Леонард ХОТЯН из деревни Чернуха Поречского сельсовета

— О чем нам говорить? — пытается уйти от прямого вопроса Геннадий Иванович. — На прошлой неделе вновь была собрана рабочая группа, состоящая из работников железной дороги, дорожников и других заинтересованных служб. Пока мы не можем обеспечить автобусный маршрут. Должна быть оборудована остановка с разворотной площадкой. Но возникли некоторые проблемы с отводом земли.

Позвольте, но как же пожилым людям добираться до своих дачных участков? Начальник отдела энергетики, транспорта и связи Гродненского облисполкома Наталья Прилепская озвучила свое видение ситуации:

— Поверьте, раз в неделю у меня либо посетитель, либо письмо, либо телефонный звонок по этому поводу. Окончательного решения пока не принято. То решение, которое пришло гродненским дачникам в ответ на их обращение, — это всего лишь протокол о намерениях, касающийся поиска решения проблемы. Мы объехали две автомобильные дороги — в сторону остановок «Узбережь» и «Учитель». Чтобы привести эти дороги в порядок, необходимо вкладывать очень большие деньги. А если учесть, что надо будет убирать заросли леса и кустарника, стоимость работ существенно возрастет. Что касается дороги на Узбережь, то до деревни Лихачи она есть, а чтобы ее продлить, требуются колоссальные средства. Но там, по крайней мере, есть перспектива развития поездок в Литву. Вопрос в стадии проработки. Поэтому думаю, что пока поезд как ездил, так и будет ездить. В летний период даже будут добавлены рейсы.

Ольга ВИНОКУРОВА (в центре).

Оптимистические планы Натальи Прилепской, увы, не разделяют железнодорожники. Заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Дрожжа говорит, что решение принято и отменять его никто не намерен:

— Местные органы власти согласились с нашими доводами и дали свое согласие. Несколько комиссий выезжало на обследование путей и мониторинг числа перевозимых пассажиров. Поверьте, до конечной станции едут единицы. А для поддержания путей в исправном состоянии нужны серьезные деньги. Мы отправляли в исполком полную раскладку: сколько денег уходит на обслуживание одного километра дороги и какие убытки несут железнодорожники.

Убытки в нынешних экономических условиях считать необходимо. И делать все, чтобы их минимизировать. Но с отменой поезда их, скорее всего, понесут именно пенсионеры-дачники. Если автобусный маршрут все-таки пустят, стоимость проезда для них подорожает в 3—4 раза. Но больше всего «учителей» пугает неопределенность. Одни говорят одно, другие — другое. Только рассаде на подоконниках пока невдомек, что ее могут скоро просто выбросить в мусорное ведро.

Tanual.K@mail.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пассажир
В США за одним школьником приезжает автобус,а в социально ориентированном на сотни человек махнули рукой.Беларусь-страна для жизни?
сергей, 50, гродно
Спасибо Ирине Белевич, которая борется с чиновниками. Необходимо этот поезд оставить. Неужели всем надо жить в городе? Деревни пусть "умирают" и дальше. Этого разве желает наш Президент?  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?