Решение суда вынесено. Дело за исполнением…

Интервью с главным судебным исполнителем хозсудов Беларуси Александром Орловым

Начальник управления организации исполнительного производства ВХС — главный судебный исполнитель хозяйственных судов  Беларуси  Александр ОРЛОВ (на снимке) отвечает на вопросы «Р».

— Завершением отправления хозяйственного правосудия является исполнение. Каких результатов, Александр Борисович, достигла Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в последнее время?

— В минувшем году по сравнению с 2007-м количество возбужденных судебными исполнителями исполнительных производств возросло на 6,5 тысячи, что, безусловно, является следствием общего увеличения числа обращений, поступающих на рассмотрение хозяйственных судов.  За год возбуждено 42,4 тысячи производств, исполнено 41,6 тысячи. Удовлетворены требования взыскателей в сумме 448 миллиардов рублей, что на 93 миллиарда  больше, чем  год назад.

— Как Вы считаете, окажут ли влияние на работу возглавляемой Вами Службы последствия мирового финансового кризиса?

— Полагаю, что окажут. Это найдет свое выражение, прежде всего, в увеличении количества хозяйственных (экономических) споров по взысканию задолженности с субъектов предпринимательской деятельности за ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств. И, конечно, в разы возрастет нагрузка на судебных исполнителей по принудительному исполнению судебных постановлений. В таких условиях Служба должна работать еще более эффективно, используя все предусмотренные законодательством механизмы для того, чтобы реально взыскать постановленные хозяйственным судом суммы и защитить финансовые и экономические интересы взыскателей. Наша задача — не допустить снижения показателей, достичь которых мы смогли в прошедшем году. 

— Какими правами законодательство наделяет судебных исполнителей хозяйственных судов? В полной ли мере предоставленные полномочия обеспечивают эффективность их работы?

— Права судебных исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей регламентированы  Хозяйственным процессуальным кодексом  и Положением о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров   от 30 января 1998 г. № 147. Предоставленных полномочий достаточно, однако они не всегда  в полной мере используются в практической деятельности.

В качестве примера можно привести такую ситуацию. Статьей 342 ХПК определено, что при исполнении служебных обязанностей судебный исполнитель имеет право совершать действия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Частью четвертой указанной статьи установлено, что судебный исполнитель при наличии законных оснований вправе совершать иные предусмотренные законодательством действия, направленные на исполнение исполнительного документа хозяйственного суда. В соответствии с абзацем пятым пункта 13 Положения о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов вправе при необходимости с участием понятых вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. И если вскрытие помещений должника —юридического лица судебные исполнители широко применяют на практике, то в отношении помещений должника-гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), — нет. При этом основанием для неприменения указанного порядка служит ссылка на положения статьи 29 Конституции, в соответствии с которой никто не имеет права без законного основания войти в жилище или иное законное владение гражданина против его воли. Получается, что в определенных законодательством случаях на жилое помещение можно обратить взыскание, т.е. наложить арест и реализовать. А  вот вскрыть помещение для проведения ареста или оценки находящегося в нем имущества в случае, если должник препятствует законным действиям судебного исполнителя, уже нельзя.

Судебные исполнители не учитывают, что при наличии законных оснований они имеют право войти в помещение против воли должника. Да, можно возразить, сославшись на то, что указанные действия будут нарушать конституционные права и свободы граждан. Но надо учитывать то, что согласно статье 23 Конституции  Беларуси ограничение прав и свобод личности  допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. А задачей Службы судебных исполнителей и является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов. В противном случае множество судебных постановлений по взысканию задолженности с индивидуальных предпринимателей реально не будут исполняться. Да, вскрытие помещения, равно и как в целом обращение взыскания на имущество, — это крайняя мера. Применяться она должна только после того, как судебным исполнителем исчерпаны все возможности для взыскания денежных средств, как со счетов самого плательщика, так и со счетов его дебиторов.

В нашем государстве оказывается поддержка малому бизнесу, в частности, индивидуальным предпринимателям. Но и они обязаны своевременно и в полном объеме исполнять постановления суда. 

— Какие категории должников судебные исполнители  называют проблемными?

— Судебные исполнители, являясь, по сути, последним действующим лицом стадии хозяйственного процесса, в своей деятельности находятся, если так можно выразиться, между молотом и наковальней. С одной стороны,  необходимо выполнять возложенную на Службу задачу, с другой — не допустить при исполнении такой ситуации, когда без заработной платы могут оказаться целые трудовые коллективы должников. Особенно это касается должников — сельскохозяйственных производственных кооперативов.

На страницах вашей газеты председатель Хозяйственного суда Гродненской области Валерий Костюкевич рассказывал об опыте этого суда по погашению задолженности такими должниками. Этот положительный опыт руководство ВХС рекомендовало к использованию всей системой хозяйственных судов. Но проблема взыскания все равно остается. 

Да, можно реализовать все имеющееся у должника имущество, что позволит рассчитаться с кредиторами. Как следует из Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного кооператива), утвержденного Указом Президента от 2 февраля 2001 г. №  49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов», СПК несет самостоятельную ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, включая основные средства. Однако такой вариант действий судебного исполнителя повлечет за собой необратимые последствия для этих хозяйств, ведь у большинства СПК единственным источником пополнения оборотных средств являются средства от реализации производимой ими продукции. Поэтому мы постоянно получаем жалобы на бездействия судебных исполнителей: взыскателям известно, что у должника имеется ликвидное имущество, реализовав которое можно погасить долги.

Мне импонируют положения пункта 7 статьи 37 Федерального Закона Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» в редакции 1999 года,  в соответствии с которыми  взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.  Представляется необходимым внесение изменений в наше законодательство  и введение нормы, аналогичной российской, что будет способствовать плановости в погашении своих долгов сельхозпредприятиями без ущерба для их дальнейшей деятельности, в порядке очередности, постепенно, с учетом улучшения экономического положения должника.

— В настоящее время в хозяйственном судопроизводстве активно используются упрощенные процедуры разрешения споров — приказное производство, посредничество. Все они направлены на сокращение судебных споров, рассматриваемых хозяйственными судами. А какие меры можно предпринять в исполнительном производстве, чтобы уменьшить число находящихся на исполнении документов?

— Что  касается роли судебных исполнителей во взаимоотношениях должника и взыскателя, считаю, что здесь они тоже должны брать на себя роль своеобразных посредников. Приведу такой пример. В феврале этого года в Мядельском  райпо, являющемся должником по достаточно большому количеству  производств, по инициативе судебного исполнителя было проведено совещание с участием ряда взыскателей, представителей Минского облпотребсоюза. Итогом совещания явилось достижение договоренности ряда взыскателей с должником. Взыскатели отказываются полностью или частично от пени и процентов при условии оплаты должником основного долга. Сторонами проводится работа по заключению мировых соглашений.

Конечно, не последнюю роль здесь должны играть и вышестоящие руководители, которым подчинены субъекты, являющиеся должниками. Согласитесь, что ненормальной является  ситуация, когда и взыскатель, и должник по исполнительному производству входят в состав одного министерства или ведомства, являющегося собственником имущества и одного и другого. Истец предъявляет иски, платит государственную пошлину, на стадии производства требует ареста и реализации имущества должника, которое по своей сути им не принадлежит, а вышестоящая инстанция допускает такую ситуацию и молча наблюдает за развитием событий. Неужели только через хозяйственный суд нужно решать проблему расчета? Разве внутри министерства или ведомства нельзя найти более разумный путь  погашения задолженности без вынесения судом решения?

— Какие меры принимаются в настоящее время для повышения эффективности работы судебных исполнителей?

— Проводится работа по заключению ряда соглашений о возможности доступа судебных исполнителей к определенным банкам данных, касающимся субъектов хозяйствования, что значительно сэкономит и временные, и материальные затраты. В 2008 г. между ВХС и МВД подписано соглашение о предоставлении первому удаленного доступа к республиканским автоматизированным банкам данных — АИС «ГАИ — Центр», АИС «Паспорт». Требует дальнейшего совершенствования и работа по взаимодействию с судебными исполнителями общих судов, которые оказывают судебным исполнителям хозяйственных судов определенную помощь в исполнении. Проблемы такого рода планируется  обсудить на совместном совещании представителей ВХС и Министерства юстиции  Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter