Репортаж с улицы

Чтобы не пришлось любимой плакать.
Чтобы не пришлось любимой плакать...

Дежурство с инспектором ДПС ГАИ Мингорисполкома Александром Черноусовым началось с осмотра нового прибора, поступившего недавно на вооружение стражей дорожного порядка. Импульсный радар "Искра-1" с видеофиксатором установлен прямо в салоне патрульного автомобиля, благодаря чему инспектор контролирует скорость участников движения прямо на своем водительском месте. Более того, теперь сотрудник ГАИ может выявлять лихачей, даже находясь в движении: объектив видеокамеры охватывает все попутные и встречные машины, определяя их скорость, а потом на экране монитора делается раскадровка, позволяющая увидеть номер автомобиля-нарушителя, точную дату, время съемки и т. д. Впрочем, видеокамера "документирует" не только превышение скорости, но и любую другую провинность - например, проезд перекрестка на красный свет, неправильное перестроение из ряда в ряд и многое другое.

Выезжаем проверить действие прибора, так сказать, на практике. По пути на место "испытания" "Искры-1" бросается в глаза деталь, на которую в повседневной жизни не обращаешь внимания: обилие пешеходов, стремящихся пересечь проезжую часть где угодно, только не на "зебре". Мелочь вроде бы, но за ней - шокирующая статистика: по словам начальника спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности Вадима Гаркуна, в прошлом году в Минске более 65 процентов от общего количества дорожно-транспортных происшествий составили наезды на пешеходов, в результате которых погибло 89 и ранено 811 человек. При этом причиной наездов в подавляющем большинстве случаев был именно переход дороги в неустановленном месте...

Занимаем позицию напротив магазина "Ив Роше" по проспекту Скорины. Первые минут 10 ни к одному из автомобилей, движущихся со стороны ЦУМа, претензий не возникает. Но вот на мониторе вырисовывается первый "гонщик": мощный "Мерседес", из-за выпуклых фар прозванный в народе "лупатым". Его водитель, подошедший для разбирательства к патрульному "Опелю", смотрит на экран гаишного прибора с удивлением: "Ну, ребята, с такой техникой от вас теперь не отвертишься... Все понял, вину признаю". Проходит несколько минут, и в ловушку "Искры" попадает очередное детище немецких автомобилестроителей. Улыбчивого хозяина остановленного "Мерседеса", похоже, интересует не столько сумма штрафа, сколько технические параметры нового радара: "Ты смотри, цивилизация и до нас добралась. А это вот вы меня "сфотографировали"? О, и номер различается... А видеокамера где установлена? И что, снимки можно архивировать? Ладно, офицер, сколько там с меня?" В этот момент "Искра" сигнализирует о превышении скорости приближающейся "Вольво". Напарник Александра Черноусова взмахивает жезлом, но... нарушитель, моргнув фарами, проносится мимо. Недоуменный взгляд журналиста - мол, почему не бросаемся в погоню - заставляет инспектора вздохнуть: "Мы передадим, конечно, по рации коллегам, чтобы лихача задержали, только вряд ли он и им подчинится. Это служебный автомобиль какого-то чина из Министерства обороны. Видеокамера нарушение зафиксировала, так что распечатаем фото, приложим протокол и пусть ГАИ республики разбирается..." Спустя минуту ситуация повторяется: несущаяся по проспекту со скоростью около 100 км в час "Вольво" требование офицера ГАИ притормозить игнорирует. Александр Черноусов снова объявляет по рации приметы нарушителя и поясняет корреспондентам "СБ": "А это уже была машина Совета Министров. Вполне возможно, что, кроме водителя, там никого и нет (за тонированными стеклами-то и не разглядишь ничего), но, видимо, человек полагает, что принадлежность к важному государственному учреждению позволяет ему не обращать внимания на какие-то там Правила дорожного движения". Фотокорреспондент "СБ" растерянно замечает: "Это, наверное, частный случай?" Инспектор ГАИ смотрит на него с сочувствием: "Если бы... И неприятнее всего то, что это происходит на глазах остальных рядовых автолюбителей". Да уж, ситуация действительно выглядит малопривлекательно. Будем надеяться, что те, кому положено, постараются в самое ближайшее время ее исправить.

После проверки соблюдения скоростного режима мы еще несколько раз выезжаем на мелкие аварии, выявляем водителей с "непорядочными" документами, обеспечиваем проезд президентского кортежа... Словом, наблюдаем изнутри обычное дежурство сотрудника ДПС ГАИ. А между делом автоинспектора-"экскурсоводы" развлекают нас забавными историями из своей практики. Например, о бабушке-автолюбительнице, которая придумала весьма оригинальный способ уклонения от ответственности за дорожные провинности. Всякий раз, когда ее останавливал инспектор, она причитала: "Ой, сынок, задумалась я. Горе у меня - на кладбище еду". И предъявляла венок в багажнике своей машины. Естественно, сотрудник ГАИ проникался сочувствием и отпускал старушку. Пока, наконец, не выяснилось, что венок у бабули один и тот же, так сказать, дежурный, а место траурной церемонии циничная пожилая дама каждый раз называет новое - в зависимости от того, какое ближайшее кладбище находится на пути ее следования...

Много хлопот доставили сотрудникам ГАИ суровая женщина, обидевшаяся на то, что ее назвали "товарищ водитель", и странноватый автовладелец, написавший жалобу на инспектора, который обратился к нему просто: "Мужчина!" Причем смысл многостраничной кляузы сводился к мутному псевдофилософствованию на тему: "Мужчина - это понятие сугубо биологическое".

А однажды сотрудники ГАИ несколько часов гонялись по ночному городу за водителем, не подчинившимся требованию остановиться и развившим поистине сумасшедшую скорость. За время погони по колесам и багажнику его автомобиля милиционеры расстреляли не одну пистолетную обойму, но это совершенно не испугало новоявленного шумахера. Наконец его загнали в тупик и надели наручники. И вот после этого выяснилось, что водитель абсолютно трезв, машина и документы в полном порядке. Вызвали даже кинолога с собакой, чтобы обследовать салон на предмет обнаружения тайников с наркотиками или оружием, - все оказалось кристально чисто. "Так чего ж тогда убегал?" - недоуменно спрашивали милиционеры. Ответ был феноменальный: "Сначала не заметил, а потом... черт его знает, нашло что-то..."

Дежурство с нарядом ДПС завершилось. Ничего экстраординарного в этот день на дорогах Минска не произошло: любимый город ездил спокойно. Чего остается пожелать ему и впредь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter