Минск
+4 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35
Источник: Знамя юности
Знамя юности

Подтянуть успеваемость и помочь с «домашкой». Нужны ли репетиторы младшим школьникам

Репетитор для первоклассника

На первый взгляд, «репетитор» и «начальная школа» – понятия из параллельных вселенных. И действительно: зачем нужен частный преподаватель первокласснику, если ему еще даже отметок не ставят? Между тем в последнее время педагоги все чаще зазывают на индивидуальные занятия детей 6–10 лет – и все больше мам и пап соглашаются платить за обучение. Что это: необходимость или модный тренд?

Рисунок Анатолия Щеголева

Математика – на яблоках

Два года назад жительница Минского района Анна Лис взяла репетитора по математике для дочки, тогда еще первоклассницы:

– По остальным предметам Зоя успевала хорошо, а вот с математикой как-то не заладилось. Из-за этого у нее пропала охота ходить в школу, дочка стала хитрить, что у нее болит рука-нога-голова, лишь бы пропустить нелюбимый урок. Сначала надеялись, что справимся с проблемой сами, тем более что муж (инженер) в вузе хорошо понимал даже высшую математику. Но все оказалось не так просто: у супруга не хватало терпения и энтузиазма, чтобы, фигурально выражаясь, взять корзину яблок и прямо на них объяснять правила сложения и вычитания. Его раздражало, что дочь не успевает за его объяснениями, неправильно отвечает на вопросы – в итоге мы начинали ссориться и не один вечер провели по разным углам, обиженные друг на друга. Наконец поняли: проблему должен решать профессионал. 

Анна пригласила в репетиторы студентку Дарью, которой, несмотря на возраст, хватило терпения и педагогического такта, чтобы помочь Зое наверстать упущенное. Репетитор занималась с малышкой два года, но в этом сентябре Анна поняла, что дочке больше не нужны частные уроки:

– Сейчас с математикой у Зои все хорошо, учится на девятки. Но при этом она стала менее самостоятельной: «А зачем делать домашку, если скоро придет Даша и поможет?» Такая постановка вопроса мне не понравилась, поэтому с репетитором решили расстаться. Но я до сих пор благодарна ей за то, что она поддержала нашу дочку в кризисный момент. 

Занимаются не «двоечники», а отличники

История Анны не исключение. Так, в четвертом классе, где учится сын минчанки Елены Завадской, репетиторы есть у семи учеников из 28. Возможно, на самом деле их еще больше, предполагает Елена:

– Просто это не та тема, о которой принято распространяться. Когда говорю, что Юра ходит к репетитору, многие не понимают зачем, тем более что наш сын – сильный ученик. Хотя необходимость есть. 

Репетитор у Юры появился два года назад, когда родители осознали, что сын перестал понимать математику. Частный педагог протестировала школьника и по другим предметам и обнаружила, что, например, правила из учебника по белорусскому языку он может воспроизвести практически наизусть, но при этом не всегда знает, как применить их на практике. Репетитор помогла подтянуть хвосты и ликвидировать белые пятна. И хотя педагог выполнила свою задачу, четвероклассник по-прежнему проводит у нее минимум два часа в неделю.

– Почему мы не прекратили занятия? По многим причинам. Например, у сына хромает логическая составляющая, но в программе по математике задач на развитие логики очень мало. А те, что есть, считаются заданиями со звездочкой, до которых наша учительница никогда не доходит. Репетитор помогает восполнить этот пробел. 

А вообще, замечает Елена, к репетиторам сейчас в основном водят не двоечников, а отличников:

– Просто родители понимают, что это хороший задел на будущее. 

Вкладывать в образование гораздо перспективнее, чем, например, в покупку нового гаджета. 

Спокойствие в семье и парта поближе

Есть множество причин, которые мешают вчерашним детсадовцам усваивать школьную программу, и далеко не во всех случаях им прописана «волшебная таблетка» в виде репетитора. Иногда бывает достаточно пересадить школяра поближе к учителю: оказывается, что он не понимал новые темы просто потому, что плохо слышал с задней парты и не видел записей на доске. Еще одна популярная причина неуспеваемости – проблемы с концентрацией внимания. Но здесь репетитор тоже бессилен: с этим вопросом гораздо лучше справится психоневролог.


Есть ситуации, когда репетитор действительно необходим, но это – ничтожно малый процент от общего количества случаев, уверена психолог гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова

– Я бы выделила четыре основных фактора, которые заставляют мам и пап искать помощи у частных педагогов. Первый – это стремление родителей переложить на плечи репетитора свои обязанности. Зачем помогать ребенку с уроками, когда можно заплатить специально обученному человеку и спать спокойно? Вторая причина – это родительский перфекционизм и желание сделать из ребенка вун­деркинда, гения или хотя бы отличника: «Нам нужна десятка по математике. Ну и что, что он гуманитарий? А мы найдем хорошего педагога!» На самом деле это плохая тактика, итогом которой часто становятся заниженная самооценка, болезненная зависимость от мнения окружающих, страх перед критикой.

Еще одна распространенная ситуация – неуспеваемость, вызванная конфликтом с учителем. Если отношения с педагогом почему-то не складываются, ребенок теряет интерес к учебе и, как следствие, отстает от класса. Репетитор действительно может помочь нагнать упущенное, но при этом главная проблема остается нерешенной. Гораздо продуктивнее будет обратиться к школьному психологу. У нас с коллегами есть свой алгоритм действий: мы приходим на урок, наблюдаем за взаимоотношениями ученика и учителя, даем рекомендации и следим, как они выполняются. 

И последний фактор – проблемы в семье. 

Если дома неспокойно и ребенок живет в атмосфере конфликта, он становится рассеянным, начинает хуже воспринимать информацию. 

Но если улучшить семейный микроклимат, учеба тоже наладится, причем без дорогостоящих частных занятий. 

КОМПЕТЕНТНО
Валерий Станчик, учитель начальных классов средней школы № 6 Жодино:

– Чтобы ребенок хорошо усваивал программу и не нуждался в помощи родителей или репетиторов, он должен обладать важным навыком – уметь слушать и слышать учителя. К сожалению, у большинства современных детей эта способность утеряна, и педагогу бывает очень сложно добиться их внимания. Лучшее, что могут сделать родители, чтобы потом не платить за частные занятия, – научить ребенка слышать другого. Тем более ничего сверхсложного для этого не требуется – просто больше спокойного и качественного общения в семье, без крика и повышенных тонов. Еще один тормозящий фактор – неумение детей выполнять простые инструкции, ориентироваться в книгах и учебных тетрадях. Иногда дети по пол-урока ищут нужное упражнение, пока учитель не подойдет и не поможет. Поэтому потренируйтесь дома пользоваться оглавлением, находить нужную главу/страницу/задание.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...