Репетировать или нет — вот в чем вопрос…

Помогает ли школьникам реально хождение по репетиторам?

«На репетиторах скоро разорюсь, — пожаловалась как-то соседка, дочь которой заканчивает в этом году школу. – Подтягиваем математику и иностранный». Мама мечтает, что дочь поступит в престижный вуз. В похожей ситуации, пожалуй, накануне вступительной кампании пребывают многие ответственные родители, желающие добра своим чадам и не умеющие пускать ситуацию на самотек.

Вообще, тема репетиторства стара как мир. Практиковалось это и в годы, когда поступали мои родители и когда поступала я сама. Расширился лишь перечень предметов, по которым подтягивают школьников. И, пожалуй, выросла популярность репетиторства в целом.

Нередко можно слышать и видеть, как родители старшеклассников ругают школу, превознося заслуги репетиторов. Мол, как только обратились к профессионалу, ребенок сразу же подтянулся, стал получать более высокие оценки по предмету. И раз учитель этого добиться не смог, то зачем такие учителя?

Не спорю, что ситуация ситуации рознь. Где-то, безусловно, недорабатывают и педагоги, но не нужно умалять и «заслуги» самого школьника. Кто-то прогулял урок, кто-то проболтал академический час с соседом по парте, кто-то не понял тему и промолчал и так далее. Все это впоследствии оборачивается банальными пробелами в знаниях, которые и выплывают на экзаменах.

А ведь школьник старшей школы должен уметь работать самостоятельно. И почитать дополнительную литературу, и решить дополнительные задачки. В конце концов, к тому же тестированию можно подготовиться без посторонней помощи: купить и проштудировать сборники тестовых заданий прошлых лет. С одной лишь оговоркой: это эффективно, если ребенок учился на протяжении 11 школьных лет. Если нет – слово за репетитором. Впрочем, и ему не под силу в сжатые сроки заполнить пробелы в знаниях. Можете себе представить, чтобы ребенок окончил одиннадцатилетку экстерном за… год или два? Но, безусловно, то, что получится восполнить, будет лучше, чем совсем ничего.

В репетиторстве хорош индивидуальный подход. Вы никогда не задумывались, почему зачастую именно сельские школьники демонстрируют хорошие знания? А ведь их обучение больше напоминает занятия с репетиторами. Даже если в классе 10 человек, в течение урока внимание можно уделить каждому. Есть ли такая возможность в крупных городских учреждениях? «Пронесло!» — выдыхают после занятия не выучившие урок школьники. И вот за это кажущееся сиюминутное везение платят потом родители.

Увы, со времен моей школьной поры в психологии школьника мало что изменилось. Далеко не все ребята воспринимают образование как инвестиции в будущее. И по-прежнему надеются на маму с папой и репетитора, который «вправит мозги» и даст «путевку в вуз». Зачем тогда прикладывать собственные усилия?

Занятия один на один, без сомнения, дают результат. Даже если школьник никогда не хватал звезд по предмету и в целом не слишком одарен. Но дотянет ли он до высшего балла? А собственно, надо ли? И, может, если рассудить здраво, его ждет в будущем не вуз и мучения рядом со способными к наукам ребятами, а ссуз или ПТУ? Может, мир из-за неуемного желания родителей видеть чадо хоть с плохоньким, но вузовским дипломом теряет талантливого повара или строителя?

Кстати, превознося репетиторов до небес, не забываем ли мы, кто эти люди в свободное от подработки время? А ведь в большинстве своем это те же преподаватели, которые днем стоят в школьных классах у доски, а по вечерам, «во вторую смену», готовят школьников к тестированию. Так можно ли быть «плохим» на работе и «хорошим» после нее?

Есть, конечно, такие педагоги, о которых помнишь всю жизнь и благодаря которым опреде­ляешь свое будущее. Ведь общеизвестно, что многие выбирают вуз, исходя из любимого предмета. Но, увы, случается и обратное, когда разрыв и непонимание с учителем оборачиваются нелюбовью к математике, физике, истории.

Ситуации, бесспорно, бывают разные. И все же, как мне кажется, важность репетитора зачастую преувеличивают, называя его чуть ли не «страховкой» поступления в вуз. Мол, наняли — и стопроцентный результат гарантирован. Тогда уж, будьте добры, учебный процесс проконтролировать. Мне, например, занятия по английскому языку с репетитором – студенткой пятого курса МГЛУ – запомнились… вкусными пирогами к чаю и песнями под гитару.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter