Ренессанс Старого замка

В следующем году в Гродно планируют начать реставрацию памятника, претендующего на Список всемирного  наследия ЮНЕСКО

Уже в следующем году в Гродно планируют начать реставрацию памятника, претендующего на включение в Список всемирного  наследия ЮНЕСКО.

В 1932—1933 годах во время раскопок под руководством Юзефа Ядковского археологи обнаружили на Замковой горе в Гродно руины княжеского дворца. Остатки особого кирпича – плинфы, свинцовых листов покрытия, ряды обработанных валунов нашли в культурном земляном слое XI—XII веков. Как считают специалисты, здесь стояла могучая крепость с церковью, княжескими хоромами и беспрецедентной для своей эпохи оборонительной каменной стеной. С тех давних времен это место на высоком берегу Немана на протяжении многих столетий было центром городской жизни. На рубеже XIV—XV столетий здесь воздвиг свой готический замок легендарный князь Витовт. В XVI веке Гродно облюбовал король Речи Посполитой Стефан Баторий, который перестроил резиденцию в стиле ренессанса по проекту известного итальянца Санти Гуччи.

С тех пор замок кардинально не изменялся. Пострадавший в середине XVII века во время русско-польской войны, он был восстановлен под надзором канцлера ВКЛ Кшиштофа Паца. В 1678 г. здесь открыл первый гродненский сейм король Ян III. А в годы Северной войны в его стенах другой венценосец Август II оговорил с русским царем Петром I союз против Швеции.

Так сложилось, что именно эпоха  Возрождения стала временем расцвета Старого замка. В XVIII столетии рядом с ним вырос новый дворец. Его возвел король Польши Август III. А в Старом поселились вспомогательные службы двора.

Сейчас в одном из древнейших зданий Гродно размещается государственный историко-археологический музей. Как уникальный памятник истории и архитектуры, это здание наряду с другими гродненскими шедеврами претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2009 году время Старого замка начнет новый отсчет – намечено начало его масштабной реставрации. Сейчас в институте «Гродногражданпроект» в самом разгаре работа над проектом, автором которого выступает белорусский архитектор Владимир Бачков. Замыслы творческой группы и ее руководителя впечатляют. Весь замковый ансамбль решено восстановить в ренессансном стиле – ему предполагается вернуть облик эпохи Стефана Батория и, мало того, по возможности воссоздать в музейной экспозиции интерьеры дворцового быта тех времен.

— Выбор, сделанный в пользу эпохи Возрождения, полностью оправдан, — убежден Владимир Васильевич. – Архитектурных элементов готики в замковых постройках сохранилось немного, других полноценных источников о замке Витовта – тоже. Тогда как с замком Батория все наоборот. В дополнение к сохранившимся постройкам мы имеем множество архивных свидетельств. Таких, как известная гравюра Томаша Маковского 1600 года, на которой дворцовый комплекс предстает во всей красе. Как и несколько инвентарей, самый полный и содержательный из которых датирован 1651 годом, другие архивные дела, относящиеся к теме. Как и проекты саксонских архитекторов, строивших Новый замок и одновременно обновлявших Старый. Большим подспорьем стали материалы археологических исследований – обнаруженные конкретные артефакты, позволяющие судить о каменных деталях двора, кровельной черепице, керамике мощения полов и многих других важнейших деталях, а также исследований архитектурных, в ходе которых с помощью зондажа определяются первоначальные формы зданий. Неоценимо помогает знакомство с творчеством Гуччи.

Все эти источники, которые Владимир Бачков изучает с 80-х годов прошлого века, позволяют составить грамотный, научно обоснованный проект реставрации – скрупулезнейший, масштабный труд, который занимает десятки листов.

Задача автора – явить миру ансамбль Старого замка в максимальном приближении к тому виду, какой он имел в XVI веке. Его доминантой станет дворец в два этажа. Хотя двухэтажность его – понятие, скорее, современное. В эпоху Батория именно второй этаж считался первым и главным – piano nobile. Здесь размещались помещения владельцев: зал аудиенций, библиотека, спальня, столовая, большие сени, в которых сиятельную особу ожидали вассалы… Первый же был отдан вспомогательным службам и особой роскошью не блистал. Этот принцип лег и в основу реставрации. В ренессансном виде восстанавливается въездная брама с купольным завершением, каплицей, расположенной в помещении над проездом, и галереей, связывающей ее с дворцом. Эта  же галерея ведет к Средней башне, где находилась королевская баня, над ней возвышался Алебастровый зал. Все это согласно проекту предусматривается восстановить. А впоследствии наполнить экспонатами, воссоздающими колорит дворцовой жизни.

— У нас есть основания составить картину того, как выглядели некоторые покои, — считает Владимир Бачков. — Опираясь на инвентарные описания, привлекая соответствующие аналоги и в целом знания предметного мира эпохи, можно реконструировать ряд интерьеров. К примеру, королевскую спальню уже сегодня мы можем восстановить в первоначальной форме. А также наполнить мебелью и аксессуарами как из фондов гродненского музея, так и копиями оригиналов, сохранившихся в других музеях.

Восстановлению подлежат и другие строения замкового двора. Это две каменицы, так называемая мерная изба, дом администратора, вся мысовая часть ансамбля, где размещались хозяйственные постройки, кухня, жилище поваров, большая кладовая и, вероятно, башня королевской гвардии.

Такая судьба предначертана проектом  дворцу и другим замковым постройкам. А что же предстоит уникальным руинам более ранних строений, обнаруженным археологами в земляных пластах Замковой горы? Самые ценные из них принадлежат так называемой Нижней церкви – старшей сестре  знаменитой гродненской Коложи – храма, воздвигнутого в честь святых Бориса и Глеба в XII веке.

От Нижней церкви сохранилось не так уж много – она уничтожена, как свидетельствуют исторические источники, пожаром, возникшим вследствие «блистания молнии и шибения грома». Однако в целости сохранился красивейший мозаичный пол, из которого «растут» опорные столбы, обнаружились другие фрагменты. Все это по решению специалистов будет представлено посетителям в оригинальном виде, законсервировано и укрыто в подземном зале. Естественным светом руины будут освещаться через световой фонарь над уровнем земли.

Точно так же под землей будут экспонироваться руины княжеского жилища, крепостной стены XII века, так называемой Верхней церкви, и каземата, сохранившихся со времен Витовта. И хотя пока все это лишь воплощаемые в проект замыслы, уже недалек тот час, когда авторы завершат работу над многомерной виртуальной моделью Старого замка – такого, каким он предстанет после завершения реставрации. Кстати, у Владимира Бачкова есть еще одна оригинальная идея: создать такие же модели детинца XII столетия и замка Витовта, которые позже можно будет демонстрировать посетителям музея, отправляя их в виртуальное путешествие во времени.

Осуществление всех этих планов позволит создать в ансамбле гродненского Старого замка музей европейского уровня и рассчитывать на высокий интерес самых разных категорий туристов. Основания для этого есть: история замка полна интереснейших легенд и фактов. Так что, получив достойную оправу, он сможет соперничать со многими известными музеями Европы. Бесценный памятник ждет настоящий ренессанс, что в переводе с итальянского означает возрождение.

На снимке: архитектурный эскиз дворца.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter