Ремонт – по плану, расчет – по возможности

НА БАЗЕ ОАО «Гомельагрокомплект» республиканское объединение «Белагросервис» провело выездное заседание Совета. Обсуждались итоги работы подведомственных организаций за три квартала, выполнение программы социально-экономического развития и некоторые другие актуальные вопросы. Но больше всего времени заняла подготовка предприятий к ремонту техники в осенне-зимний период 2013—2014 годов.

На начало октября у предприятий Белагросервиса хозяйства не выкупили отремонтированной техники, узлов и механизмов на 15,6 миллиарда рублей

НА БАЗЕ ОАО «Гомельагрокомплект» республиканское объединение «Белагросервис» провело выездное заседание Совета. Обсуждались итоги работы подведомственных организаций за три квартала, выполнение программы социально-экономического развития и некоторые другие актуальные вопросы. Но больше всего времени заняла подготовка предприятий к ремонту техники в осенне-зимний период 2013—2014 годов.

Без услуг этой самой мощной в республике сервисной службы не обойдется сегодня ни одно сельхозпредприятие. Их руководители знают: здесь не откажут, даже несмотря на сложное финансовое положение. Это не коммерсанты, которым утром подавай деньги, а вечером получишь запчасти или необходимые узлы. Может быть, поэтому некоторых приучили жить в долг, длительное время не рассчитываться за оказанные услуги. Не случайно уже высказываются предложения продать восстановленные двигатели, оборудование или узлы, которые были своевременно отремонтированы, но не востребованы и находятся на складах более двух лет. Некоторые могут возразить, мол, нет пока такого механизма реализации, значит, ремонтники не вправе распоряжаться не своей собственностью. В принципе да. Но если выставить сельхозпредприятиям финансовые претензии за хранение и ремонт, то они откажутся добровольно. Кто в таком случае выиграет? Кто нуждается в таком оборудовании и способен его выкупить.

При этом нужно иметь в виду, что теперь через ремонтные предприятия пропускать техники придется больше, чем раньше. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, хозяйства располагают уже достаточно мощным машинно-тракторным парком, который, к сожалению, задействован пока не полностью. А во-вторых, намечается сокращение поставок некоторых видов машин и оборудования. Так что ремонтные заводы и райагросервисы ожидает серьезная нагрузка. Но к ней партнерам не привыкать.

— За 8 месяцев предприятия нашей системы отремонтировали более 3400 тракторов, перевыполнив соответствующий план на 9 процентов. Восстановлено почти 800 зерноуборочных и 540 кормоуборочных комбайнов, вторую жизнь дали почти пяти тысячам тракторных двигателей. Так что в целом с поставленной задачей предприятия «Белагросервиса» справились достойно, — докладывал заместитель генерального директора объединения Александр Тарасевич. — Но если общий успех разложить по регионам и видам ремонта, то предприятия Могилевской, Гомельской и Минской областей, например, не выполнили программ ремонта коробок перемены передач, Могилевской и Брестской — тракторокомбайновых двигателей, Могилевской и Минской — льноуборочных комбайнов.

При этом Александр Тарасевич был самокритичен. По некоторым позициям он не снимал ответственности с себя, а также сельхозпредприятий и райсельхозпродов по своевременным поставкам машин и оборудования в ремонт. Дело казалось бы обыденное — все готовы поставить в ремонт машины и оборудование в соответствии с планом и графиком, но как за них рассчитаться? На предприятиях Белагросервиса восстановлено и не выкуплено сельхозпредприятиями техники, агрегатов и узлов на 15,6 миллиарда рублей, в том числе с мотороремонтных заводов — 564 двигателя всех марок на 11,8 миллиарда рублей. Причем по обеим позициям прослеживается довольно солидный рост к аналогичному предыдущему ремонтному периоду. Все это не лучшим образом сказалось на экономике ремонтных предприятий и райагросервисов. Дать ремонтникам теперь замороженные на неопределенный период деньги — они улучшили бы свою материально-техническую базу, культуру производства, увеличили бы изготовление запасных частей, в том числе и по программе импортозамещения. 

Кстати, по последней позиции прослеживается устойчивое снижение производства. В Брестской и Минской областях, например, его можно объяснить списанием большого количества импортной техники, в частности, зерноуборочных комбайнов «Бизон», «Дон», «Лида-130», косилок «Диско», граблей «Лайнер», плугов «Ибис», с заменой их на высокопроизводительные машины отечественного производства. В результате уменьшается и спрос соответствующих запчастей. При этом нельзя не сбрасывать со счетов и сотрудничество сельхозпредприятий с коммерческими структурами, куда из-за отсутствия контроля со стороны рай- и облсельхозпродов частично тоже поступают бюджетные деньги для приобретения запчастей.

На какой же объем работ могут рассчитывать ремонтники в предстоящий период? Программой восстановления на 2013—2014 годы на предприятиях агросервиса (без учета Гомельской области, где на день проведения заседания выездного Совета так и не сверстали программу ремонта) предстоит восстановить 2124 трактора, более 440 зерноуборочных и 213 кормоуборочных комбайнов, около 150 почвообрабатывающих агрегатов, немало другой техники. На это потребуется около 445 миллиардов рублей. Более 330 миллиардов рублей тянет приобретение запчастей. Понятно, что с учетом Гомельщины эти цифры возрастут, за исключением, пожалуй, обеспеченности собственными средствами, что составляет в среднем 61 процент — от 10 процентов на Минщине до 61 процента на Брестчине. Как показывает анализ, из-за сокращения бюджетных средств, выделяемых на удешевление ремонта полнокомплектной техники, во всех регионах прослеживается и падение объемов ремонта.

— Многие проблемы республики характерны и для нас, — поделился с корреспондентом «БН» генеральный директор Витебского облагросервиса Виктор Заикин. — Но одна из наиболее злободневных — это расчеты с сельхозпредприятиями. При этом  клиентов мы не потеряли, кое-где начали укрепляться. В результате некоторые райагросервисы постепенно превратились в сельхозорганизации, которые восстанавливают и обслуживают как свою технику, так и других хозяйств.

Участники выездного заседания Совета ознакомились с работой подведомственных объединению предприятий — Гомельского мотороремонтного завода, ОАО «Гомельпромбурвод», «Гомельэнергосервис» и техцентром «Гомельагросервис».

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

КОММЕНТАРИЙ

Леонид МАРИНИЧ, первый заместитель министра сельского хозяйства

и продовольствия:

— До 1 ноября необходимо повсеместно провести дефектовку техники, чтобы потом с первых дней заняться ее восстановлением. Мы должны расширить опыт работы региональных предприятий Минской области, которые специализируются на восстановлении определенных видов полнокомплектной сельхозтехники. Ставится задача увеличить производство импортозамещающих запчастей, чтобы сократить поставки из-за пределов Беларуси. Все запчасти, выпускаемые в республике, будут переданы для реализации «Белагросервису».

Мы знаем задачи по обновлению машинно-тракторного парка, какие имеются трудности с обеспечением кредитными ресурсами, поэтому приоритет отдается восстановлению машин и оборудования.

Новое направление для нас с этого года — внедрение рынка вторичной техники, то есть восстановление незадействованных сельхозмашин для последующей продажи их в республике и за ее пределы. В следующем месяце предполагаем в Лиде провести семинар, где намерены детально проработать основные направления всей этой работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter