Ремонт искусства и искусство ремонта

Реконструкция Национального Большого театра оперы и балета еще долгое время будет находиться под прицелом острого общественного внимания...
Реконструкция Национального Большого театра оперы и балета еще долгое время будет находиться под прицелом острого общественного внимания. Видимо, до января 2009 года, когда намечено ее окончание. Слишком трепетно наше отношение к этому месту, которое и язык–то не повернется назвать культурным объектом. Большой театр — это культурная пуповина города. Это наш исторический перекресток — место переплетения непростых людских судеб, головокружительных карьер, драматических интриг. Место намоленное, удобренное, увенчанное сотнями творческих надежд и чаяний.

Принято решение, что здание Национального Большого театра оперы и балета реконструируется максимально приближенно к первоначальному архитектурному проекту Иосифа Лангбарда. Поэтому с крыши исчезнет купол — это был не авторский, а послевоенный «новодел». То, что до ремонта находилось в хорошем состоянии — двери, декор, лепнина, некоторые люстры, — будет отреставрировано и возвращено на свое законное место. Полы театра обновят и придадут им особый изыск сочетанием разноцветной мозаики из гранита и паркета.

В репетиционных залах и художественных мастерских артистам и художникам обеспечат самые современные и комфортные условия для работы. А новые кресла для зрительского здания разработают специально.

На втором этаже на стенах планируется повесить большие зеркала. Кстати, именно здесь располагались знаменитые гобелены народного художника Беларуси Александра Кищенко. Когда–то на них приходили смотреть специально — ведь это выдающиеся работы мастера! Они сами по себе являются уникальными и самодостаточными артефактами независимо от здания, в котором находились.

Имя Александра Кищенко, автора известного «Гобелена XX века», попавшего в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире (на его создание ушло 5 колоссально трудных лет в начале экономического хаоса 90–х), автора цикла мозаичных панно на торцах жилых домов в микрорайоне Восток, мозаики на фасаде минской гостиницы «Турист», а также автора сотен талантливых живописных полотен — для истории белорусского изобразительного искусства знаковое. Его гобелен «Чернобыль» находится в одном из залов заседаний ООН в Нью–Йорке. Произведения Кищенко хранятся в Национальном художественном музее, Третьяковской картинной галерее, Музее современного изобразительного искусства в Минске. Шесть тканых росписей для интерьера Большого театра он делал в конце 1970–х. Они удивительным образом вписались в интерьер, наполнили его звучанием. Сегодня даже не верится, что в первоначальном проекте Лангбарда гобелены не предполагались.

Критики писали об этой работе: «Находясь у подножия этого грандиозного произведения искусства, видишь головокружительный, вызывающий сердцебиение хорал, подобный взрыву, уносящему вверх поток, вознесенный мощью пространства и духа, затягивающий в бесконечность ритма».

Сам Кищенко любил повторять: «Гобелен — удивительное явление. Скажите мне, где жив и развивается сегодня монументальный гобелен? Люрса во Франции ушел из жизни, а где его ученики? Искусство уходит с мастерами, нет Сикейроса — и нет монументального искусства».

Сейчас работы Кищенко из Большого театра переданы на хранение Белорусской академии искусств.

— Место этих работ займет нечто другое, но, думаю, равнозначное, — считает заместитель министра культуры Владимир Гридюшко. — В этих исторических стенах будут иметь право висеть лишь достойные работы, не вызывающие споров. Для этого разрабатывается специальный дизайн–проект.

— Все художественные объекты театра сейчас бережно укутаны и сохранены. Если вдруг по каким–то причинам произойдут утраты, они будут восстановлены. Но пока ничего подобного не произошло. Ходом реконструкции мы удовлетворены полностью, — сказал заместитель министра культуры.

А какова все же дальнейшая судьба гобеленов мэтра? Почему все же им не находится места в будущем обновленном интерьере? Признаться, «бережно укутанные», они могут лежать год, в крайнем случае, другой. Потом их начнет есть моль — да, вот так прозаично. Может, стоит передать произведения искусства в Национальный художественный музей — там вот–вот откроется большое здание пристройки?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter