Рельсы, шпалы и... врачи

В медпункт минского ж/д вокзала приходит по 50 человек в день

Каждые сутки в медпункт вокзала станции Минск-Пассажирский обращается около полусотни человек

Как показывает практика, «зачастить» сердце и закружиться голова может в любом месте. Вероятность эта намного выше, если вокруг тебя идут, бегут, шумят тысячи людей. Жара доводит и без того нестабильное состояние до высшей степени накала — и, смотрите, пациент «созрел». К нему-то и спешат люди в белых халатах, для которых выводить человека из обморочного состояния – дело ежедневное и привычное.

Гораздо реже сотрудники медицинской службы центрального железнодорожного вокзала страны встречаются, например, с ситуациями, когда человек по неосторожности, или будучи нетрезвым, падает с платформы на пути. Это, в лучшем случае, заканчивается травмой, в худшем – ампутацией. К счастью, подобное – редкость, особенно в последние годы. Заведующая медпунктом на станции Минск-Пассажирский Галина Фишман таких трагичных случаев, произошедших за последнее десятилетие, припоминает лишь несколько. Хотя травм на территории вокзала по неосторожности или излишней самоуверенности пассажиров, при всем желании сотрудников железной дороги их предупредить, избежать, увы, невозможно.

— Недавно, во время дежурства пришлось оказывать помощь женщине, которая решила сэкономить время и перейти на привокзальную площадь, спрыгнув с высокой платформы, — рассказывает Ростислав Невидомский, дежурный фельдшер медпункта. – В итоге – перелом двух лодыжек.

Каждые сутки в медпункт вокзала станции Минск-Пассажирский обращается около полусотни человек. В выходные и предпраздничные дни цифра заметно увеличивается, «затишья» не бывает практически никогда. Территория влияния медслужбы вокзала не ограничивается одним только медпунктом. Человека в белом с оранжевым саквояжем можно увидеть практически везде: на привокзальной площади, на платформах, железнодорожных путях, в здании вокзала, возле касс, в вагонах поездов или возле них, в привокзальных магазинах и даже кафе. Но все же в основном люди приходят в медпункт сами.

Вот заходят две женщины – мать с дочерью. Дочь прихрамывает. Оказывается, они из Орши приехали к столичным врачам для подтверждения непростого офтальмологического диагноза. Дочь нечаянно оступилась еще на вокзале. Осмотр показывает, что повреждение в районе лодыжки слишком серьезное, чтобы просто перевязать ногу. Галина Фишман вызывает «скорую»: женщинам придется сразу посетить травматологическое отделение больницы, а офтальмолога – уже в другой раз. Что ж, жизнь вносит свои коррективы…

Дмитрий – житель Новороссийска. В Минске гостил у друзей, но сегодня через пару часов поездом уезжает в родной город. У молодого человека – артериальная гипертензия, сейчас его состояние ухудшилось, и он зашел измерить давление.

— У меня с собой лекарства для снижения давления, я знаю, что и в поезде мне окажут помощь, но рисковать не хочется, лучше подготовиться к дороге заранее, — рассуждает Дмитрий. – Тем более у вас так жарко…

Жаркая погода обычно добавляет работы. Людям чаще становилось плохо в пути: обострялись сердечно-сосудистые заболевания, учащались обмороки у детей, которые возвращались с отдыха, именно в поезде появлялись симптомы острых кишечных инфекций. В жаркие дни сотрудникам медицинской службы вокзала приходится намного чаще встречать поезда с оранжевым саквояжем в руках.

— Иногда первую помощь оказываем прямо в вагоне, — говорит Галина Фишман. – Иногда отводим в медпункт, а оттуда отправляем на «скорой» в больницу. Случается, приходится пользоваться носилками или креслом-коляской. Не всегда хватает сил самим транспортировать пассажира в медпункт, тогда просим помощи у постовых милиционеров. Кстати, ребята из транспортной милиции нас выручают не только в этом: помогают людям добраться до медпункта, усмиряют разбушевавшихся нетрезвых пациентов.

…Поезд № 95 Гомель—Минск прибывает на 8-й путь 4-й платформы. Пункт отправления не такой уж и отдаленный, но направление одно из самых ходовых летом – южное. К счастью, специализированной медпомощи в этот раз никому не понадобилось. По словам начальника поезда Ольги Грищенко, у которой находится аптечка с медпрепаратами, лишь несколько раз пассажиры обращались за болеутоляющими и жаропонижающими средствами. Но девушка помнит случай, когда к пассажиру вызывали врачей практически на всех транзитных станциях: на протяжении всего пути он впадал в обморочное состояние. Оказалось, что у мужчины с сахарным диабетом случилась кома.

Следующий южный поезд Евпатория—Минск. Здесь ЧП, к счастью, тоже нет, несмотря на то, что состав был в пути 27 часов. К начальнику поезда Максиму Кушнерову пассажиры обращались нечасто и только за самыми обычными средствами. По наблюдениям проводников, жаркую погоду в пути, конечно, лучше переносили пассажиры в вагонах, оборудованных кондиционерами.

— Далеко не в каждом поезде кому-то становится плохо настолько, что необходима срочная помощь врача, — говорит Галина Фишман. – Но случается всякое, тогда мы с коллегами с других станций, созваниваясь, ведем эстафетное наблюдение за человеком. Например, у пассажира между Гомелем и Жлобином резко обостряется сердечно-сосудистое заболевание. В Жлобине его осматривает фельдшер, оказывает необходимую помощь. Если состояние критическое – его немедленно направляет в больницу. Если человеку становится лучше и он хочет продолжать путь, сотрудники жлобинского медпункта звонят коллегам в Осиповичи. А те по прибытии поезда на станцию уже ждут у нужного вагона. Если человек решает ехать дальше, они отзваниваются нам, и мы ждем наготове этого пассажира уже в Минске.

Случается, кому-то становится плохо в транзитном поезде. Тогда пассажира в критическом состоянии могут отправить в столичную больницу.

Но все же наибольшее количество вызовов в поезда поступает от машинистов электричек. Самое «популярное» в этом смысле направление – молодечненское: много рейсов, обилие дач и дачников. И далеко не все вызовы оказываются напрасными. Например, в прошлое дежурство Ростислава Невидомского женщину с острым коронарным синдромом прямо с электропоезда отправили на «скорой» в больницу.

Отдельная тема разговора – люди в нетрезвом состоянии. В жаркие дни на территории вокзала их не становится меньше, а вот медицинская помощь им необходима чаще. Причины те же – обмороки, сердце, травмы. К тому же, как говорит Дмитрий Анискович, командир взвода роты патрульно-постовой службы милиции отдела внутренних дел на транспорте, пьяные чаще попадают в руки хулиганов, их избивают, они падают и получают тяжелые травмы. Каждый новый день, к сожалению, подтверждает эти слова.

Интересно, что в медпункт вокзала обращаются не только пассажиры. За первой и срочной помощью сюда приходят студенты из расположенных недалеко общежитий, жители соседних домов. Им всем помогают. Ведь врач на вокзале, особенно на том, который давно считается воротами Беларуси, не делит людей по территориальному и национальному признаку. Сегодня перед ним житель Камчатки или Варны, а завтра пассажир из Крыжовки или соседнего двора. Просто человек, которому в этот миг нужно участие профессионала в белом с желтым саквояжем в руках.

-----------------------------------

Кстати

В составе 17 узловых поликлиник Белорусской железной дороги функционируют 3 линейные амбулатории на станциях Березина, Слуцк, Крулевщизна, 15 медицинских пунктов вокзалов на станциях Минск-Пассажирский, Барановичи, Брест, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Лида, Молодечно, Орша, Полоцк, Осиповичи, Жлобин, Калинковичи, Лунинец.

-----------------------------------

В тему

Сегодня рабочий парк пассажирских вагонов БелЖД насчитывает 1595 единиц, из них системами кондиционирования воздуха обеспечено 476 вагонов. В том числе с 2007 года приобретено 140 новых пассажирских вагонов, все они также оборудованы системами кондиционирования воздуха и современными туалетными комплексами. Снабжены этими комплексами и 38 пассажирских вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт.

-----------------------------------

На снимке: «Вот и восьмой вагон…»

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter