Реквием по мечте

...В Гродно похоронили Александра Шимковяка. Судьба отмерила ему всего 62 года. Прощаясь с заслуженным тренером Беларуси, знавшие Александра Станиславовича люди в унисон твердили: в его жизни было только две настоящие страсти -- семья и баскетбол. Вернее, так: баскетбол и семья. Оранжевый мяч и все сопутствующие ему моменты занимали у Шимковяка минимум 12 часов в сутки. При этом мастер на острое словцо Сан Саныч (именно так он попросил называть его всех знакомых, а со временем это прозвище приросло к нему, как кожа) шутил, что может работать при надобности и 25 часов в день. Просто будильник будет ставить на час раньше...


Непревзойденный стратег. Признавался, что порой "зависал" за ноутбуком до утра, позабыв про отдых и сон. Изучал опыт лучших тренеров мира, хватало и своих тактических разработок. Именно они позволили в дальнейшем бить более бюджетных и кадрово благополучных конкурентов. В прошлом году за большой вклад в развитие и популяризацию физической культуры и спорта в стране Александр Шимковяк был удостоен специальной премии Президента "Белорусский спортивный Олимп".

Рос спортивным парнем. Кандидат в мастера спорта по двум, казалось бы, взаимоисключающим видам спорта -- греко-римской борьбе и шахматам. Чемпион Бобруйска по прыжкам в высоту, шахматам, борьбе и баскетболу.

Уроженец Бобруйска, в 1998 году Александр Станиславович переехал в Гродно. И сразу же стал здесь своим! А как иначе?! Он выстроил в Гродно четкую систему: ДЮСШ -- училище олимпийского резерва -- БК "Олимпия". Шагая по ступенькам мастерства, дети постепенно переходили в молодежный и взрослый баскетбол. Система никогда не давала сбоев, а возглавляемая Александром Шимковяком "Олимпия" за 17 лет завоевала семнадцать медалей. Семь из них стали золотыми в первенстве Беларуси.

Более того, маститый гродненский тренер постоянно возглавлял какую-то из девичьих сборных. Делал их успешными и конкурентоспособными в Европе. Немаловажная деталь: порой по 70--80 процентов всех "сборниц" от кадеток и молодежки до главной национальной команды оттачивали свое мастерство в Гродно. Шимковяк откровенничал: "Важнее всех побед вместе взятых для меня такой момент. Когда совсем еще крохотные девчушки, делающие первые шаги в баскетболе и толком еще не умеющие вести мяч, подбегают к тебе с горящими глазами и, обнимая, радостно приветствуют тебя. В такие моменты я готов горы свернуть!"

Птенцы "гнезда Шимковяка" росли, крепли и разлетались по свету. Звали и его в "прекрасные дали". Десятки раз! От Польши до Португалии и от Эквадора до Австралии. Сулили щедрые контракты со множеством нулей. Но тренер не мог без работы с детьми. И без своей родной "Олимпии". "Я уеду, а кто останется?! Гляну иногда на девчонок: медсанбат... Кто о них позаботится, кто их при необходимости фирменным грибным супом покормит?.."

В последние годы плеяда гродненских спортсменок неизменно составляла костяк национальной сборной Беларуси. Дрозд, Ануфриенко, Кудряшова, Тарасова, Попова, Лихтарович, Голубева, Зюзькова, Филончик, Мосько... А как он работал с молодежью! Оды впору слагать...

Всегда открытый для прессы, он был настоящей находкой для журналистов. Часто доводилось беседовать с ним, как говорят в Одессе, за жизнь, не для печати. Поражали эрудиция и разносторонность тренера. А вот здоровье у него, увы, было, мягко говоря, не железным. Хотя экстренная операция на сердце, проведенная два года назад в кардиоцентре, внушала оптимизм. Тренер от Бога, он буквально жил на работе. Приходя в зал к семи утра, он добирался домой глубоким вечером. Так было и в тот роковой день. Образно говоря, всю свою сознательную жизнь Шимковяк шел в гору, не зная сомнений, не признавая авторитетов и не ведая преград. А 21 февраля, когда Александр Станиславович поднимался на пригорок у своей загородной дачи, у него не выдержало сердце.

Не верится... Неужели он больше не хлопнет в ладоши на тренерском мостике неизменно бойцовской "Олимпии" и не скажет свое знаменитое: "Собрались! Молодежь остается на лавке. В бой идут одни "старики"!"

Шимковяк ушел, а система, созданная им, осталась. И лучшей памятью о Тренере с большой буквы будет сохранить и приумножить ее.

Владимир КОЗЫРЕВ

kozyrunited7@mail.ru

Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА



Витязи остались без воеводы

В конце прошлой недели ушел из жизни еще один тренер -- наставник гандбольного "Витязя" Александр Жиркевич. Человек, для которого гандбол был не просто работой, а главной любовью и стилем жизни. Долгое время он состоял в тренерском штабе минского СКА, который гремел на весь мир, выигрывал звания чемпиона СССР и завоевывал Кубок европейских чемпионов. Затем работал главным тренером во многих клубах страны, всегда стараясь внести в игру команды что-то новое, свои фирменные авторские штрихи. Последним местом работы Александра Сергеевича стал минский "Витязь" -- уникальный клуб, в котором нет зарплаты, а игроки все сплошь любители. Тренер нашел здесь себя среди таких же фанатов гандбола и строил большие планы на будущее.

Им не суждено было сбыться. Но отступать от мечты в "Витязе" не намерены: команда теперь будет сражаться с удвоенной энергией. Тренерскому знамени не дали упасть, его подхватил Андрей Барвиюк. Экс-игрок национальной сборной страны, несколько лет назад ушедший из гандбола в бизнес, с прошлого года стал на общественных началах помогать команде в должности спортивного директора. Теперь он еще и тренер. И лишних слов, чтобы настроить команду на игру, ему не требуется: парни играют в память об Александре Жиркевиче.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter