Ректор БГУКИ: «Нужно уделить время развитию цифровых технологий, информатизации, созданию новой стратегии продвижения культуры в интернет-пространстве»

Ректор БГУКИ Наталья Карчевская: «Нужно уделить время развитию цифровых технологий, информатизации, созданию новой стратегии продвижения культуры в интернет-пространстве»

Ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств, интеллигентная и обаятельная женщина Наталья Карчевская во Всебелорусском народном собрании участвует впервые. Но выдвижение в делегаты считает скорее закономерностью, чем неожиданностью: она депутат Минского городского совета депутатов, и представлять интересы сферы культуры и образования ей не в новинку. С какими мыслями идет ректор на знаковый форум — узнала корреспондент «Р». 

Восстановить утраченные связи

Наталья Карчевская профессионально занималась хореографией и сделала научно-педагогическую карьеру. Она выпускница вуза, который сейчас возглавляет. После окончания его в 1994 году прошла путь от преподавателя-стажера до первого проректора. Два года была первым заместителем министра культуры, занималась разработкой Госпрограммы «Культура Беларуси» на текущую пятилетку. 

Свое участие в форуме Наталья Карчевская воспринимает как возможность высказать свое мнение и услышать других по волнующим ее темам культуры, образования и связи с молодежью: 

— Мама моя гордится, что я делегат Всебелорусского народного собрания, муж и сын искренне поздравляли с выдвижением. По поводу угроз санкций, прозвучавших со стороны стран, поддерживающих акции на улицах, в моей семье пошутили: даже будем рады! Значит, не все исторические и другие интересные места еще изучили в Беларуси. 

Убежденность, что все, что происходит, к лучшему, — отличительная черта Натальи Карчевской. Високосный 2020-й заставил ее рефлексировать и определять точки роста.

— Пандемия сломала привычные механизмы наших связей и отношений, — говорит ректор. — Если в учебно-образовательном процессе мы худо-бедно перестроились, опробовав дистанционные методы, то в плане коммуникации с молодежью стоит признать, что связь потеряна. Оказавшись перед экранами гаджетов, в отрыве от привычных дел и связей, наши ребята стали объектом информационных манипуляций. Свойство молодежи — склонность к драматизации, сгущению эмоций, и это в своих целях использовали деструктивные силы. 

Проблема разрыва связей постигла и сферу культуры — из-за пандемии, отмены концертов и спектаклей привычное общение со зрителями нарушилось. По мнению Натальи Карчевской, нужно уделить время развитию цифровых технологий, информатизации в сфере культуры, созданию новой стратегии продвижения культуры и ее достижений в интернет-пространстве. 

— Речь идет не о том, что театры и другие виды искусства должны уйти в онлайн, — объясняет она. — Новые технологии позволяют поддерживать нарушенную связь между потребителем и производителем художественных ценностей. Онлайн-показы, стримы — все это необходимо, чтобы зритель не отвык от того, что искусство — часть его жизни, что любимые артисты его по-прежнему ждут. А когда эпидситуация нормализуется, информационно-коммуникативные технологии останутся эффективным инструментом продаж.

О свободе творчества и финансировании

Наталья Карчевская не согласна с теми, кто считает, что в утраченной связи со зрителем виноваты отсутствие свободы творчества и дефицит финансирования.

— Если присмотреться, какое понимание свободы у приверженцев подобных мнений? Дайте мне бюджетных денег, я сделаю постановку, но за результат, какой отклик она получит у зрителя, ответственности не несу. Собрали зрителей, спектакль провалился — объяснение стандартное: мало дали денег, а искусство — вещь элитарная, не всем понять его под силу. А на самом деле так зачастую прикрывается неумение дать зрителю то, что ему нужно, неспособность донести идею — проще говоря, свой непрофессионализм. Почему на постановки Елизарьева людей не нужно заставлять ходить? Даже самый далекий от искусства человек получает эстетическое удовольствие и понимает суть того, что происходит на сцене при «Сотворении мира». И другое дело — спектакль творческой лаборатории, где на сцене полтора часа люди в грязной одежде катаются по грязному полу, а потом убеждают, что это новое современное европейское искусство. Действительно, не все произведения искусства сразу становятся понятными. Но если раз непонятно, два, три — может, надо и в себе что-то менять? Нравится — снимайте. Но государство не должно платить за неудачные опыты начинающих авторов.


Жалобы на цензуру творческих продуктов Наталья Карчевская считает притянутыми за уши. 

— Ни разу государство не запретило ни одной частной организации, если там только нет элементов порнографии и насилия, создать свой художественный продукт. Вы можете снять сцену, зал, поставить любой спектакль и т. д. Когда-то к нам приезжал известный российский актер и кинорежиссер, который сказал: «Я не понимаю, что вы все тут мучаетесь? Хотите снять кино? Продайте квартиру и снимайте фильм. Вам государство мешает?» На самом деле наше государство финансирует очень много. Такие условия есть далеко не в каждой стране. Одна из самых нелепых претензий, которую довелось слышать, — недоступность дополнительного музыкального образования. Мол, негде детей учить и дорого. А у нас более 400 детских школ искусств в стране, и там обучение обходится в символическую сумму. Один урок фортепиано в Китае стоит как минимум 50 долларов в час. У нас за эти деньги можно в государственной школе искусств почти полгода обучать ребенка, а если он из многодетной или малообеспеченной семьи или победил в конкурсе — от оплаты его освобождают. Все познается в сравнении.

О традициях и золотом фонде

Несмотря на пандемию и другие сложности, Наталья Карчевская говорит о реализации планов:

— Надеемся, что активизируем творческие проекты, которые в последнее время затихли. Три проекта готовим по гранту Президента. Целый ряд инициатив связан со спортивно-культурным центром, который недавно введен в эксплуатацию. В скором времени он, надеюсь, заработает в полную мощность. Занятия по физкультуре сейчас проводятся, а вот концерты  — пока нет. Есть намерение открыть новые специальности, например, по цирковому искусству. Если будет отклик, расширим набор на компьютерную эстрадную музыку. Разрабатываем новые образовательные стандарты. 

Обеспечить кадрами отрасль — главная задача университета культуры. Особенность отрасли — большая доля преподавателей пожилого возраста. По мнению делегата, это хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, педагогический состав должен в равных долях быть представлен сотрудниками разного возраста. С другой, культура передается через традиции, а пожилые преподаватели — носители этих традиций. 

— Мой руководитель кандидатской диссертации Юлия Михайловна Чурко до сих пор работает — ей будет 85 лет. Педагогу младшего сына, который учится в хореографической гимназии-колледже, — 79. Занятия 6 дней в неделю, и нагрузка у преподавателя огромная. Хотя, возможно, именно благодаря своей привычке много отдавать, постоянно держать тонус у таких людей такая долгая профессиональная биография. 

kozlovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter