Рекорды уже в генах?

Если бы вам гарантировали олимпийское "золото" при условии, что допинг, принимаемый вами, съест 10 лет жизни, - стали бы вы принимать его? Утвердительно на этот вопрос в ходе анонимного опроса ответил каждый второй (!) американский спортсмен.
Если бы вам гарантировали олимпийское "золото" при условии, что допинг, принимаемый вами, съест 10 лет жизни, - стали бы вы принимать его? Утвердительно на этот вопрос в ходе анонимного опроса ответил каждый второй (!) американский спортсмен. Впечатляет, не правда ли? Тем более если учесть, что под этим мнением американцев могла бы подписаться и половина их европейских коллег.

О том, что современный спорт уже давно вышел за пределы человеческих возможностей и новые рекорды без допинга нереальны, говорят уже давно. Этим мнением руководствуются и спортсмены, активно налегающие на таблетки и инъекции. Если порыться в истории, можно выяснить, что еще древнегреческие атлеты и римские гладиаторы употребляли семена кунжута и психотропные грибы. Правда, тогда это не запрещалось. В наше время ситуация иная, а потому допинговые скандалы стали неотъемлемым атрибутом профессионального спорта и, соответственно, Олимпийских игр.

Один из самых громких скандалов произошел в Сеуле: тогда с Олимпиады была снята вся болгарская сборная по тяжелой атлетике. Спортсмены планировали с помощью катетера ввести себе свежую мочу, чтобы замаскировать прием допинга. Гениальный план потерпел неудачу из-за того, что российские атлеты специально заняли туалет - единственное место, где можно было это сделать. Среди лыжников и биатлонистов до сих пор широко применяется "кровяной допинг", который практически неопределим. Накануне гонки у спортсмена берется кровь, а перед самым стартом переливается ему же, мобилизуя возможности организма. В 60-е годы ходили слухи, что некоторые хоккеисты вшивали кусочек плаценты под кожу живота, чтобы интенсифицировать выработку гормонов и увеличить выносливость.

Ни денежные штрафы, ни дисквалификации не могут заставить спортсменов отказаться от добровольных опытов над собой. Олимпийцев уже называют киборгами, а их рекорды - нечеловеческими. Осталось назвать спортсменов мутантами, что вскоре не будет преувеличением. Все чаще приходится слышать, что в Афинах "золото" будут выдавать генетически модифицированным спортсменам. По мнению генетиков, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити была последней "позорной" Олимпиадой, на которой чемпионов ловили на банальных гормонах. "Эпоха, когда анализы мочи и крови могли выдать спортсменов, закончилась, - говорят ученые. - Теперь дело за высокими технологиями".

Возможность применения генетических модификаций для улучшения результатов ученые доказали еще в 60-х годах, и с тех пор работы в этом направлении ведутся постоянно. Сегодня уже известны три гена, которые, по всей видимости, будут широко использоваться спортсменами и которые невозможно будет определить существующими методами. Причем все они, точнее вирусы-переносчики, могут вводиться непосредственно в мышечную ткань, как обычная вакцина.

Первый из таких препаратов-невидимок повышает количество красных телец в крови, второй - отвечает за усиленное кровоснабжение мышц... Изначально препараты начали применять в медицине, но эта практика была временно прекращена из-за смерти 18-летнего пациента. Впрочем, интерес спортивных врачей к генетике не угас, и с тех пор в ее освоении появились определенные успехи. Например, уже сейчас найден ген, способствующий наращиванию мышц и призванный заменить запрещенные стероиды. Испытания прошли успешно. "Если вколоть этот препарат обычному человеку, то его мышцы станут гораздо сильнее практически без тренировок, а если это спортсмен, результаты станут куда выше, - говорит доктор Ли Суини из университета Пенсильвании, работавший над проектом. - Любая травма будет заживать быстрее, а эффект упражнений окажется более продолжительным".

Осознав серьезность надвигающейся угрозы, Международное антидопинговое агентство моментально запретило все генетические модификации. Выдвигались даже предложения неожиданно для спортсменов менять время начала состязаний и тренировок - а потом брать анализы. Однако на практике КПД этих мер стремится к нулю. Для того чтобы определить, была ли сделана инъекция, необходимо брать образец мышечной ткани в точке инъекции (которую найти почти невозможно) и проводить генетический анализ, который по трудоемкости сопоставим с процессом расшифровки самого генома. Поэтому-то уже сегодня новаторскими разработками интересуются тренеры.

На днях в США пройдет первая международная встреча экспертов, посвященная вопросам генетического допинга. Впрочем, ее результат можно предсказать уже сейчас: вряд ли частные генные инженеры, которые осознают финансовую прибыль от разработок, устыдятся и прекратят исследования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter