Рекламная пауза

Авторы рубрики "Спор-площадка" приглашают к дискуссии
Человечество давно бьется над проблемой: как обойтись без навязчивых рекламных "тайм-аутов", прерывающих на самом интересном месте любимые фильмы и телешоу? Лучшие умы, забыв о вечном двигателе, бьются над созданием чудо-телевизора, не принимающего "рекламный" сигнал. Хитом продаж в Америке стал цифровой видеомагнитофон, способный вырезать рекламные паузы. А что же мы? Почти все телезрители ругают рекламу и радуются, когда ее мало. Их восторгов не разделяют телевизионщики, ведь от сборов зависит прибыль каналов. Но с телезвездами спорят даже парламентарии. Кто же прав? Сегодня в эту темпераментную дискуссию вступили два журналиста "СБ". Надеемся, что по традиции к стартующей на [link=http://www.sb.by/discuss/disput/]"Спор-площадке"[/link] полемике присоединятся и наши читатели.

[b]ПРОТИВ[/b]

[b]Бытие без бублика[/b]

Роман РУДЬ, противник подлых приемов:

- Знаешь, мне страшно включать утюг. Боюсь, из-под раскаленной подошвы какой-нибудь оперный тенор вдруг завопит, что его "наполняет ароматом чая". Я холодильник полюбил за суровую молчаливость - он еще не талдычит насчет лучшей марки пельменей. И стиральная машина, лапочка, пока не бубнит, что жуткий персонаж из рекламы порошка уже идет к нам. А вот остальные устройства... Телевизор упорно рассказывает о преимуществах памперсов, тычет мне в лицо очередной пачкой прокладок, мозолит глаза бесконечными рядами чьих-то выбеленных зубов и редко-редко вставляет действительно необходимый прогноз погоды, где тоже рекламируют средство от запоров. Реклама на FM-станциях настолько забила эфир, что неожиданное вкрапление хорошей музыки кажется приятным сюрпризом. Правда, через секунду слышишь, что в старой доброй песне почему-то поется об удивительной скидке при покупке электродрели. Я бегу в Интернет - и он встречает частоколом рекламных баннеров на каждой странице, раздражает всплывающими окнами, обрушивает тонны спама в мой электронный почтовый ящик. К слову, и обыкновенный железный ящик для почты, тот, что с дырочками, в подъезде, тоже забит предложениями немедленно похудеть или купить пленку для теплиц. Я пытаюсь спастись под землей - но и метро плотно оккупировано рекламистами, даже в поручнях болтаются назойливые призывы. Стараюсь отвлечься, зарыться в журнал - и с трудом нахожу обрывки внятного текста между мощными рекламными разворотами. Впрочем, и в текстах - сплошной "продакт плэйсмент": якобы невинные упоминания о марках часов или автомобилей, макарон или зубочисток, которые предпочитают герои повествований... Я сойду с ума, ей-богу. Как и все мы. Если не скажем рекламе смачное итальянское: "Баста!"

Только не говори избитых фраз насчет "двигателя торговли". Это страшилка для взрослых, будто без рекламы бедные покупатели потеряют ориентацию, продажи остановятся, купцы вылетят в трубу... Нахальная ложь рекламистов. Водку, к примеру, уже никто не популяризирует, а потребление ее растет без всякого нажима на сознание потребителей. Кстати, про нажим. Ты заметил, что реклама, особенно визуальная, давно рекламирует не то, что будто бы пытается продать? Она не товар расхваливает, а стиль жизни, при котором престижно иметь именно вот этот, например, мобильный телефон. Создает мифические образы якобы успешных людей, подспудно намекая, что новая бритва - как раз и есть один из атрибутов успеха. То есть мы позволили рекламе слишком многое - разрешили диктовать, как нам следует жить. В то время как ее функция - лишь разъяснять, чем один сорт туалетной бумаги отличается от другого. Если бы реклама оставалась честной, мы бы знали - есть бублик следует потому, что он с изюмом, а не оттого, что бытие без бублика уныло и беспросветно.

Согласись, это довольно подлый прием - навязывать определенный образ жизни, воздействуя на людские комплексы. Когда выбор в пользу какой-либо покупки определяется не реальными достоинствами товара, а опасением прослыть немодным, несовременным, неплатежеспособным... Реклама грамотно использует социальные страхи, жмет на подсознание и такое вторжение в наш внутренний мир должно вызывать, мягко говоря, активный протест. А вот поди ж ты - не вызывает! Знаешь почему? Слишком уж сладки ее байки о том, будто для достижения жизненных вершин достаточно кинуть в рот новую жвачку. А потом мы вдруг обнаруживаем тотальную дебилизацию целого поколения, выросшего на сказочных клипах про жизнерадостных богатеев, которые добились достатка исключительно потому, что вовремя избавились от перхоти или сбегали за правильным пивом. Что-то не припомню роликов, в которых главным героем был бы молодой токарь, пашущий на заводе, или усталая девочка, миллион раз в день выкрикивающая про "свободную кассу"...

А теперь прячься: выдвигаю артиллерию. Гаубицу наводит сам Антуан де Сент-Экзюпери, который почти 70 лет назад сказал в пользу моей позиции: "Я запрещаю торговцам расхваливать свой товар. Когда им нужно сбыть с рук пошлятину, они постараются опошлить тебе душу".

Думаю, если бы великий француз не погиб в тяжелом истребителе, из него бы вынула душу наша легонькая реклама.

[b]ЗA[/b]

[b]Зачем отказывать Маше Шараповой?[/b]

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, любитель катания на рекламных роликах:

- Сегодня меня, признаться, тянет на зевоту. Но не потому, что мне скучно с тобой спорить, Роман. Просто накануне я устроил себе "ночь пожирателя рекламы": заглотнул несколько десятков телероликов и даже не поперхнулся. Не спеши, пожалуйста, подозревать меня в латентном мазохизме или предлагать ведро крепкого кофе "за вредность". Лучше кофеина меня бодрит отрадный факт: реклама, которую делают профессионалы, не только веселит и развлекает, но и заставляет размышлять, искренне сопереживать! Среди дешевого хлама встречается немало эксклюзивных шедевров. Достаточно "поохотиться" на них, щелкая пультом до первых трамваев, чтобы убедиться: многим режиссерским забегам на сверхкороткометражные дистанции позавидуют даже создатели блокбастеров. Лаконично, игриво, эпатажно, остроумно - недаром каждая вторая шутка кавээнщиков с телерекламы скомпилирована.

Я, кстати, не собираюсь оперировать штампами вроде "двигателя торговли". Ведь реклама ныне трансформируется, как авторитетно заметил известный российский рекламист Максим Плюснин, в "искусство продаж". Она все реже глушит по голове тампаксом или насильно запихивает в рот шоколадный батончик. "Реклама должна доставать до сердца, а не внедряться в сознание. Именно такие "сердечные работы" позволяют людям смотреть ролики вновь и вновь. В основе рекламы должна лежать очень простая и ясная идея, а не большие деньги", - так думает "император японской рекламы" Хаяши Хисаши. То, что мы обычно видим в паузах малобюджетных сериалов, - вчерашний день, халтура. Достаточно переключиться на "Euronews", "Еurosport" или "Discovery", чтобы убедиться: реклама становится все менее "рекламной". Вот трогательная история двух то ли китайцев, то ли корейцев, попавших в южноевропейский городок и внезапно осознавших: все парни в мире из одного теста сделаны, все обожают футбол! Между тем это часть PR-кампании мобильной корпорации. А вот юный бегун грезит о спортивном успехе: так рекламирует себя... целая страна. И какое нам дело до системы экспресс-почты, если со спящим младенцем тихо и нежно разговаривает сам Жан Рено?!

Ничего плохого не вижу и в стремлении рекламистов удивить и шокировать нас. Они ведь видят, как мы бежим, торопимся, крутимся, хотят завладеть хотя бы несколькими драгоценными секундами внимания таких занятых людей, как мы. "Эй, постойте! - почти заискивающе кричат нам рекламисты вместе с Гошей Куценко, Рональдиньо и Марией Шараповой. - У нас есть кое-что для вас! Вы удивитесь, когда посмотрите!" И все могут смело считать себя звездами - и министр, и хлебороб, и ребенок в коляске, и бабушки возле подъезда, и даже пойманный воришка, в камере которого есть маленький черно-белый "ящик". И мы, зрители, вольны немилосердно щелкнуть пультом либо, наоборот, соизволить бросить скептический взгляд на рекламное творение, в которое вбуханы миллионы. Мы свободны, у нас есть выбор. Мы избалованы и нам bubble-gum в рот не клади...

Но есть ролики, которые априори игнорировать невозможно, - они... спасают людей. Это я о социальной рекламе, в которой мы делаем первые, часто неуклюжие, шаги. Британцы же, к примеру, подсчитали, что за 25 лет проведения кампаний против пьянства водителей в Соединенном Королевстве было сохранено 20 тысяч жизней! Никому, наверное, не нужно доказывать полезность роликов, снятых по заказам МЧС, ГАИ. А ведь это тоже пресловутые "рекламные паузы"!

...На уроке в школе мальчик передает своей однокласснице записку с вопросом: "Любишь меня?" и двумя вариантами ответа: "да - нет". Напротив одного из них девочке нужно поставить знак в квадратике. Она что-то пишет и возвращает записку. Паренек видит крестик в квадратике "нет". Крупный план: грустные глаза, которые постепенно оживляются. Интрига: мальчику улыбается другая одноклассница! Паренек старательно стирает ластиком крестик в записке и передает ее новой пассии. Слоган в конце ролика фирмы... по переработке макулатуры: "НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПОВТОРИТЬ". Сказано в точку. И не только о ветхой бумаге и бизнесе. Есть повод остановиться, сделать в ежедневной круговерти "рекламную паузу". Пофилософствовать, поразмышлять о важных вещах, хотя бы на 30 секунд погрузиться в сказку. Вновь и вновь...

[b]Обратная связь[/b]

Спустя неделю после выхода этой статьи, в газете были опубликованы комментарии наших читателей, которые пришли на сайт.

По моему убеждению, всякая реклама должна быть доступной, понятной и полезной для всего населения. У нас же она адресована порой непонятно кому. Нередко тексты публикуются латинскими буквами, как на огромном щите в районе улицы Брестской в Минске. Там всего три буквы "BHL", и что сие означает, поди разберись. И таких примеров можно привести немало. Пора бы уж провести среди людей опрос на предмет их оценки наружной рекламы.

Николай ЕФИМЧИК, Минск.

**
Какой бы ни был ролик - тупой или стильный, умный или убогий, нужно смотреть в суть. И давно пора понять, что реклама - неизбежный штрих к портрету современной цивилизации. И вовсе это не зло. Во-первых, она дает заработок актерам - как пожилым, так и начинающим. Во-вторых, приносит прибыль каналам, а значит, налоги стране и возможность покупать киношедевры и качественные программы. В-третьих... Да, в-третьих, пора привыкнуть к рекламе, к тому, что она повсюду! Это так же неизбежно, как звук машин, вой сирен, скрежет новостроек. Не нравится реклама? Когда меня, Роман, она раздражает, я просто иду на кухню пить кофе. Или книгу читаю в рекламной паузе.

Arturo da Silva.

**
Полностью на стороне Романа! Мне кажется, что Андрей слишком размечтался - не скоро качественная реклама появится на наших каналах. А тот примитив, который показывают, - даже не вчерашний день, а "каменный век" рекламы. Ничего, кроме трепки нервов, такие ролики не дают. А продакт-плейсмент портит даже такие хорошие сериалы, как "Не родись красивой". Лично меня "скрытая" реклама московских банков и всяческих йогуртов заставила разочароваться и в Кате Пушкаревой, и в ее бесподобной мамаше.

Семеныч.

**
Реклама - это такая же примета цивилизации, как мобильный телефон или телевизор. И бурчать тут нет смысла - наверное, наши прадеды так же ворчали, когда появился обычный телефон. Если покопаться в старых газетах, наверное, можно найти измышления какого-нибудь журналиста, который бурчит, что телефон зомбирует (тогда было такое слово?) и заставляет избегать живого общения. И что? Разве это ворчание заставило мир отказаться от телефонов?

Анна, Минск.

**
Да о чем здесь спорить? В Европе давно решили проблему телерекламы. В Дании, Бельгии, Швеции она запрещена вовсе. В Германии рекламными блоками нельзя прерывать детские передачи и кинофильмы. И вообще, немцы разрешают показывать рекламные ролики только с 6 до 8 вечера. По субботам телереклама под запретом. В Италии и Швейцарии нельзя показывать более двух роликов одного товара в неделю. Во Франции, Финляндии, Германии, Швейцарии введено табу на телерекламу пива и других алкогольных напитков. В Австрии самый длинный ролик - 30 секунд. Иначе - штраф. Без комментариев!

Елена.

Высказывайтесь и вы.

[link=http://www.sb.by/discuss/disput/]Поспорить на другую тему[/link]
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter