Рекламная пауза?

В Парламенте обсуждается проект нового закона о рекламе
Помните рекламный ролик, в котором трансляция футбольного матча самым наглым образом обрывается на самом интересном месте: когда игрок отправляет мяч в сетку? А менторский голос диктора за кадром вещает, что во всем виновата реклама, которую убрали по требованию телезрителей. В последнее время этот ролик совсем перестали крутить по нашим телеканалам. А ведь именно сейчас, когда в Парламенте обсуждается проект нового закона о рекламе, он бы пришелся кстати. Некоторые депутаты считают, что рекламу на телевидении необходимо ограничить. Национальные телекомпании от такого законодательного решения парламентариев, мягко говоря, не в восторге. День назад эта проблема вновь обсуждалась на заседании профильной депутатской комиссии.

Желаем мы того или нет, мы все являемся потребителями рекламного рынка. Депутаты — такие же люди, как и мы с вами. И те огромные потоки рекламы, которые ежедневно обрушиваются на нас, получают и они. Поэтому не стоит удивляться тому, что во время обсуждения нового закона о рекламе они скорее выступают в роли рядовых потребителей, а не хладнокровных законодателей. Их так же, как и нас, заботит проблема насыщенности телеэфира рекламой. Еще когда проект нового закона принимался Палатой представителей в первом чтении, эта тема больше других задавала тон дискуссии, которая развернулась тогда в Овальном зале. Идеи звучали самые разные: кто–то из парламентариев предлагал просто ограничить объемы рекламы на телевидении, а кто–то и вовсе призывал отвести в телесетке «специальное время для трансляции рекламных роликов». В итоге документ был принят в первом чтении в той редакции, которая имела ряд существенных ограничений в отношении телерекламы. Например, запрет на увеличение звука трансляции во время рекламных пауз. Нареканий по этому поводу со стороны телезрителей было немало. Уверен, что многие из них скажут только спасибо депутатам за это решение.

Но самые острые дискуссии сейчас идут по поводу объемов рекламы на ТВ. В новой редакции закона были внесены нормы, ограничивающие максимальное количество рекламных роликов 12 минутами в час. Для сравнения: сейчас в прайм–тайм (с 18.00 до 23.00) объем телевизионной рекламы достигает 30 — 32 минут в час. В целом же объем рекламы на ТВ предполагалось на законодательном уровне ограничить 20 процентами от суточного телевещания. Но уже тогда, на стадии первого чтения, эти нормы принимались депутатами с одной существенной оговоркой: к окончательному рассмотрению документа они могут претерпеть изменения.

Национальные телекомпании выступили против законодательного ограничения рекламы на ТВ. Руководители трех национальных каналов: Первого — Александр Зимовский, ОНТ — Григорий Кисель и СТВ — Юрий Козиятко — участвовали в одном из последних заседаний профильной депутатской комиссии, которая готовит этот проект. Они предложили парламентариям компромиссный вариант — записать в законе, что объем рекламы не может превышать 20 процентов в сутки. Но при этом убрать 12–минутное ограничение по времени рекламных роликов в течение одного часа эфира. Руководители телекомпаний пытались убедить разработчиков проекта и депутатов в том, что снижение объемов рекламы на ТВ неминуемо скажется на финансовом положении телевизионных каналов и, естественно, отразится на качестве телепрограмм. «Как телезрителю мне понятны нарекания тех, кто выступает против рекламы. Я тоже ее не люблю. Но куда от этого денешься, реклама сейчас — основной источник доходов для телеканалов, — говорит гендиректор ЗАО «Столичное телевидение» Юрий Козиятко. — Если мы хотим смотреть рейтинговые программы, фильмы и спортивные трансляции с мировых и европейских первенств, мы должны с этим мириться. Причем основные доходы телеканалы получают от рекламы, которая транслируется именно в прайм–тайм». В самой сложной ситуации после вступления в силу законопроекта может оказаться канал ОНТ, который находится на самоокупаемости. Выступая на заседании комиссии, руководитель телекомпании Григорий Кисель заметил, что с принятием ограничений по рекламе в прайм–

тайм прибыль может упасть до 30 процентов.

Стоит ли говорить, что мнения депутатов относительно телерекламы разделились: часть из них считает, что позицию телеканалов надо поддержать. Другие же намерены твердо отстаивать интересы своих избирателей, которые устали от обилия рекламы на телевидении. Некоторые из них придерживаются той точки зрения, что в Беларуси транслируются российские телеканалы, следовательно, без мировых шедевров кино и спортивных трансляций мы не останемся. Но это не совсем так. «У нас нет чисто российских каналов, — рассказал мне Юрий Козиятко, — мы владеем только правами на их трансляцию. И рейтинговые передачи приходится у них покупать. На это опять–таки нужны средства».

В итоге никакого решения комиссия принять пока не смогла. Данную поправку решено еще раз пересмотреть и согласовать со всеми заинтересованными сторонами. Позавчера вечером депутаты и эксперты вновь провели рабочее заседание по этому вопросу. После этого мне удалось переговорить с депутатом Палаты представителей Анной Буровой, которая рассказала, что компромисс будет найден в самое ближайшее время. «Ограничение по времени рекламных роликов в течение часа эфира сохранится. Возможно, оно будет не столь жестким, но оно останется. Ведь при сохранении одной лишь нормы, касающейся 20 процентов рекламы в сутки, можно при желании транслировать до 40 минут рекламных роликов в час», — подчеркнула она.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter