Почему социальная реклама делает нас без вины виноватыми?

Реклама, которая нас раздражает

Звонок по домашнему телефону. Срываюсь с места — данным видом связи в последнее время почти не пользуюсь. Что-то случилось? «Здравствуйте! Меня зовут Виолетта, я представляю компанию… (дальше следует что-то супермодное с использованием английского). Мы хотим вас пригласить…» Выдохнув волнение, в очередной раз срываюсь: ну что это за методы проведения рекламных акций! Обзванивая все телефоны наугад, скольких людей, совершенно далеких от этих чудо-кастрюль, очищающих до состояния стерильности фильтров, фантастически полезных сковород и косметики, возвращающей тебя лет этак на двадцать назад, рекламные агенты отрывают от действительно насущных дел! Устав от штурма многочисленных распространителей ненужного тебе товара, в лице каждого видишь мошенника, который пытается тебя обмануть.


Кстати, не только я вижу. Недавно знакомилась с отзывами на статью, в которой рассказывала о том, как сотрудники милиции вместе с журналистом пытались выяснить: легко ли обмануть пенсионеров? Один из комментаторов подтвердил очевидный вывод и сообщил (орфография отзыва сохранена): «Моя мама стала обладательницей комплекта бесценной посуды Целингер Версаль по бросовым ценам в 300 у.е. Я человек добрый и памяркоўны, но предупредил «продавца», что если он исчо появится на моих сотках, то переломанными ногами не обойдется». Так что тут недалеко и до реального преступления.

Итак, агрессивная реклама, минуя домофоны, замки и двери, влезает в твое частное пространство, мешает жить. Понять интерес тех бизнесменов, которые делают на этом деньги, вполне можно. Но кто учтет интерес обычного человека, вынужденного ежедневно выплывать из этого моря рекламы в поисках информационно чистого пространства?

Я уже не говорю о переполненном макулатурой почтовом ящике, на котором я постоянно вешаю объявление «Рекламу не бросать!», — благо оттуда можно выгрести мусор, не глядя. А вот реклама денег в долг, ломбарда и других «выманивающих» средства фирм, транслируемая в общественном транспорте, честно говоря, бесит. Знаю массу случаев, когда такие учреждения подталкивали людей не только к краху материальному, но и моральному.

…Эсэмэска. Утром по дороге на работу в толпе народа, заполнившего салон троллейбуса, вылавливаю в сумке телефон. Может, что-то срочное? Неведомая торговая сеть уже в который раз в самое неподходящее время предлагает мне яйцо с-1 по цене 0,99 рубля, 45-процентный сыр стоимостью 6 рублей 85 копеек и бедро бройлера по 4,09 рубля. Фу-у-у… Все в порядке. Но в порядке ли?

Не успеваю спрятать мобильник, как вздрагиваю от внезапно взорвавшихся децибелов. Опять визгливый голос неудачной рекламы по громкоговорителю в салоне: «Ви-и-иктор! Я не могу больше спать на старом диване!!!» Речь о том, что нужно все бросать и бежать в мебельный магазин за кроватями-матрасами и постельным бельем. Я все понимаю: может быть, это действительно важная для многих информация. Но сделать ее как-то поэстетичнее, менее раздражающей, можно?

А вот проплывает трамвай. Пронзительные глаза ребенка со слезами и слова: «Мама и папа! Бросьте пить! Я не хочу вас терять!» Значит, мы еще и алкаши... Мой мозг уже подхвачен каким-то рекламным течением, и я лихорадочно вспоминаю, когда в последний раз пила шампанское. К счастью, давно.

Вы скажете, что социальная реклама приблизительно так и должна действовать на аудиторию. Не согласна. Я бы ее повесила аккурат напротив окон тех, кого она касается. А мне, как и остальным добропорядочным гражданам, вовсе не хочется по десять раз в день вспоминать о том, что злоупотребление спиртным и отказ от собственных детей в нашем обществе стали обычным делом.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter