Реклама: двигатель или тормоз?

Как объявления, не нарушающие закон, могут ввести в заблуждение и “развести” на деньги

Как объявления, не нарушающие закон, могут ввести в заблуждение и “развести” на деньги

Минувшим летом Министерство торговли запретило к распространению рекламный ролик питьевой воды “Сябры”. Бутылка, которая появлялась в кадре телевизионного рекламного ролика, имела форму, типичную не для розлива питьевой воды, а для крепкого алкогольного напитка. Ролик озвучивался песней “Пой, сколько влезет!”, которая перекликалась с текстом на этикетке водки (с таким же, как и вода, названием “Сябры”) — “Наша водка — ваша песня!”. Скрытая реклама признана ненадлежащей. Телеканалам и рекламодателю были направлены предписания о прекращении ее распространения. Как оказалось, подобный случай не единственный. Но бывает, что реклама, которая вполне вписывается в рамки закона, также может навредить потребителю.

Важный атрибут или банальная “агитка”?

Видя пресыщение потребителей обычными видами рекламы, современные рекламодатели меняют стратегию — стремятся представить свой продукт еще более ярко, броско, многообещающе. Бывает так, что в желании привлечь клиентов они заходят слишком далеко.

Пару недель назад жителей Светлогорска, а затем и весь интернет взбудоражил странный случай. Одна из фирм, решив соригинальничать, распространила рекламу своих услуг, выполненную в виде... жировок по оплате коммунальных услуг. Получив их, люди ахнули — в графе “оплатить” значились цифры от двух до семи миллионов! Не каждый сходу смог разобраться в том, что это лишь банальная “агитка”, призывающая брать кредит при покупке бытовой техники.

Как-то одна из мировых торговых сетей, специализирующаяся на продаже одежды, поместила свой логотип на броских плакатах, на которых фотомонтаж “заставил” целоваться известных мировых лидеров и политических деятелей. Перед торговой сетью возникла перспектива судебных разбирательств. Но своей цели — обратить на себя внимание — все-таки добились.

— Если рассуждать о рекламе в целом, она имеет как сторонников, так и противников. Кто-то ее ругает, кто-то хвалит, но стоит все же признать, что это важный атрибут рыночной экономики, существование которого нельзя отрицать. Министерство торговли преследует цель создать наиболее приемлемые условия для осуществления рекламного бизнеса, не нарушая интересов рекламодателей и потребителей рекламы, — так ответила на этот вопрос заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ольга Кравцова. — При этом мы стараемся защищать тех, чьи права нарушают недобросовестные рекламодатели. Ведь недоброкачественная реклама может не только ввести человека в заблуждение, но и привести к неоправданным расходам и, как следствие, к стрессу.

Доверяя, проверяй!

Следует признать, что не всякая реклама подпадает под определение ненадлежащей, хотя при этом может значительно навредить тем, кто слишком доверчив или невнимателен. Дело в том, что в последнее время участились случаи, когда права потребителей нарушаются агентствами, размещающими рекламу с предложениями по трудоустройству. Не зря этот вопрос рассматривался на одной из последних коллегий Минторга, ведь в “ловушку” таких работодателей, как правило, попадает та категория граждан, которая имеет сложности с трудоустройством: пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки.

Схема “мошенников” достаточно проста: фирма в печатном объявлении предлагает получить информацию о возможных вариантах трудоустройства по телефону. На объявлении крупным шрифтом значится стоимость минуты разговора, которая составляет примерно 3—5 тысяч рублей. Диспетчер, по словам жалобщиков, говорит настолько бегло, что разобрать его речь практически невозможно. Многим невдомек, что эта скороговорка и есть та самая “ловушка”, в которой речь идет о реальной стоимости услуги. Далее человеку дают прослушать однотипное объявление-”шаблон” с предложениями по трудоустройству. Позже обманутые граждане получают счет за телефон, который шокирует их своим размером, оставаясь при этом и без работы, и без денег. Лишь единицы не попадаются на эту удочку, заметив, что внизу объявления помимо стоимости минуты разговора значится стоимость и самой информации, которую получишь в процессе разговора. А она иногда доходит до 180 тысяч рублей.

— Привлечь такого “работодателя” к ответственности сложно. Доказать, что это мошенничество, также не получается, нигде в законодательстве о рекламе не прописаны обязательные условия сообщения информации. Вроде все по правилам — клиент предупрежден, — говорит Ольга Кравцова. — А на упрек в том, что люди не замечают сообщение, напечатанное мелким шрифтом, “ловкачи” отвечают: “Внимательнее надо быть!” Получается, что реклама вписывается в рамки закона, она надлежащая, но если вы слишком беспечны, может доставить массу неприятностей.

По этой же причине потребителям надо быть более осторожными, участвуя в рекламных играх, акциях или розыгрышах. Если вы решили принять участие в подобных мероприятиях, внимательно изучите информацию на сайте, на котором опубликованы их правила. Иногда элементарное незнание условий игры приводит участников к недоразумениям.

Получается, что реклама рекламе рознь. Оказывается, она может быть как “двигателем”, так и “тормозом”. В любом случае, потребителям стоит всегда проявлять бдительность, чтобы не быть обманутыми и не купить кота в мешке.

 За и против

Зинаида Дубко,  Скидель:
— С рекламой веселее жить! Посмотрите, как эти яркие мультики любят дети. Ведь реклама — это прежде всего информация для нас, покупателей. Именно она подсказывает, какой товар лучше подойдет нам.

Валерий Шинкарев, Костюковичи:
— Красивая реклама сродни привлекательной упаковке. Но покупатель не должен доверчиво “клевать” на нее. Оценив предложение яркого ролика или глянцевых журналов, необходимо руководствоваться собственным мнением при выборе товара.

Татьяна Ушакова, Могилев:
— Чем тратить немалые деньги на “продвижение” товара, пусть бы больше средств производители тратили на улучшение качества продукции. Хороший товар и без рекламы найдет покупателя.

На заметку Информацию о проводимых рекламных играх на территории Республики Беларусь можно найти на сайте Министерства торговли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter