Реклама будет знать меру

В парламенте готовится новая редакция закона “О рекламе” для принятия его в первом чтении. Документ направлен на усиление государственного регулирования в рекламной деятельности и защиту интересов граждан в сфере потребительского рынка. Руководителем рабочей группы по доработке законопроекта является член Комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна БУРОВА.
 — Анна Николаевна, чем вызваны готовящиеся изменения и дополнения в регулировании рекламной деятельности?
— Давно прошли те времена, когда полки магазинов пустовали. Не было ни товаров, ни рекламы. Тогда, встречая в газетах рекламу мойвы, народ интересовался, что будем рекламировать, когда мойву доедим? Сейчас все иначе, и реклама прочно и навязчиво вошла в нашу жизнь.
Появилось очень много рекламы продукции, которую необходимо продвигать на рынок в условиях жесткой конкуренции. Расхваливая свой товар, продавцы нередко приписывают ему те свойства, которых на самом деле нет, вводя в заблуждение потребителей. В избытке звучащая и мелькающая со всех сторон реклама становится навязчивой, вызывая раздражение у граждан. Вполне очевидна необходимость регулировать подобные отношения.
Изменения и дополнения, которые вводятся в действующий закон “О рекламе”, настолько велики, что потребовалась его новая редакция. Этим документом местные органы власти, управления торговли наделяются правом контроля рекламной деятельности.
 — Что получат простые граждане, вздрагивающие от громогласных рекламных роликов, прерывающих любимый телесериал?
— Больше всего соотечественников обрадует введение нормы на звук рекламы по TV, который не должен быть громче, чем у основной передачи. Это очень важно и для маленьких детей, которые эмоциональнее, чем взрослые, реагируют на подобные перепады.
Одно из самых значимых изменений касается регулирования времени и частоты перерыва передачи телерекламой. Согласно законопроекту реклама на государственных радио и телевидении не должна занимать 10 процентов объема вещания, для негосударственных структур — не более 20 процентов. Не допускается прерывание рекламой (в том числе — наложенной и бегущей строкой) программ, транслирующих выступления высших должностных лиц, передач, радиопостановок и фильмов без согласия правообладателя.
Запрещается прерывание детских фильмов более двух раз, общеобразовательных передач более чем один раз в течение 15 минут (на период, не превышающий 60 секунд). Нельзя рекламным роликом дробить передачи продолжительностью менее 15 минут. Если трансляция длится от 30 до 60 минут, рекламный блок может появиться не более двух раз. Для спасения от навязчивой рекламы граждане в письмах предлагают множество своих вариантов: показывать всю рекламу в определенное время один час, убрать вообще и т.д. Но без рекламы телевидение существовать не сможет. Проблема должна обсуждаться с привлечением представителей наших основных средств вещания.
 — Исчезнут ли с экрана образы проктологов и зубных врачей, которые доверительно рассказывают о своих услугах? Как будет регламентироваться реклама лекарственных средств?
— Планируется запретить рекламу лекарств, отпускаемых по рецепту. Та же участь постигнет и образ врача. Сведения в рекламе лекарственных средств не должны противоречить инструкции по применению. Необходимо исключить утверждения о терапевтических эффектах лекарств в отношении заболеваний, не поддающихся либо тяжело поддающихся лечению. Рекламируемый терапевтический эффект от приема лекарства должен быть абсолютно гарантированным. Запрещена информация, которая может создать впечатление, что в случае применения средства консультация с врачом не нужна. Есть ограничения и по рекламе биологически активных добавок.
 — Как известно, в России основательно взялись за решение вопросов, касающихся рекламы пива. Реклама пива не исчезнет?
— Впервые в Беларуси устанавливаются ограничения на рекламу пива. Законопроектом запрещается реклама пива, использующая образы, высказывания, внушающие, что употребление пива способствует достижению успеха либо улучшению физического и психического состояния, имеющих изображение или текст, которые призывают к употреблению пива.
Уже поступили предложения от депутатов, с которыми согласились производители этого напитка, касающиеся дополнительных ограничений. Планируется запретить бесплатное распространение пива при проведении конкурсов, игровых и рекламных мероприятий. Среди граждан в возрасте до 18 лет. В местах, где потребление пива запрещено в соответствии с законодательством. Это все распространится и на другие слабоалкогольные напитки (джин-тоники и т.д.).
 — Планируется, что рекламоизготовители будут обязаны от общего объема производить пять процентов социальной рекламы безвозмездно. Окончательное решение уже принято или дискуссии продолжаются?
— Конечно, возникает вопрос о целесообразности этого дополнения. Ведь рекламоизготовители такие же субъекты хозяйствования, как и все остальные. Если продолжить аналогию, то они являются налогоплательщиками с теми же правами и т.д. Подобное дополнение равносильно введению налога с оборота в размере пяти процентов. В таком случае почему, например, не предложить всем фармацевтическим компаниям выпускать на рынок часть своей продукции бесплатно на социальные нужды? Такая мера может привести к тому, что социальная реклама будет некачественной, а значит, не достигнет поставленной цели. На Третьем Всебелорусском народном собрании Президент заверил предпринимателей, что условия хозяйствования в худшую сторону меняться не будут. Думаю, что правительство будет способствовать выполнению заверений главы государства.
 — Какие еще нововведения нас ждут?
— Нового очень много. Например, впервые определены требования к рекламе оружия и военной техники. Ограничения по времени и разрешение рекламы только в специализированных изданиях.
Будет введен разрешительный порядок рекламы на транспорте. Как и для наружной рекламы, необходимо будет получать разрешение в местных органах власти. Планируется запретить применять к рекламируемому продукту определения типа “самый лучший” и приводить в доказательство не подтвержденные соответствующими документами цифры. Для защиты физического и психического здоровья детей и их нормального развития усовершенствованы требования к рекламе, направленной на несовершеннолетних.
Я думаю, что за время работы над законопроектом мы придем к решениям, которые сбалансируют мнения всех сторон и внесут очередной вклад в цивилизованное развитие общества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter