Узнали, как столица снабжается водой и почему работа каждого из 3000 специалистов «Минскводоканала» дорогого стоит

Река не знает перерывов

Вода из скважин проходит обработку, прежде чем попасть в дома и квартиры.
Многие вещи мы склонны принимать как нечто должное и само собой разумеющееся. Хлеб и молоко на полках магазинов, городской транспорт, ежедневно перевозящий десятки тысяч человек, электричество и газ на плите, с помощью которого готовится вкусный ужин. И, конечно же, вода из-под крана, ежеминутную потребность в которой объяснять, думается, не надо. Корреспонденты «Р» поехали в КУПП «Минскводоканал» и узнали, как большой город непрерывно снабжается водой и почему работа каждого из 3000 работников предприятия очень важна и должна всегда выполняться по графику.

Сетевой калейдоскоп

24 часа, семь дней в неделю — вот так можно коротко рассказать о графике работы «Минскводоканала». Все для того, чтобы минчане получали воду в любое время суток. 

Система водоснабжения Минска состоит из 11 водозаборов и водопроводных сетей протяженностью 3152 километра. Основные объекты водоснабжения находятся за пределами города. Подземные источники обеспечивают 70 процентов потребности Минска в воде. Из 346 скважин только 100 находятся в городе. Около одной трети потребности города обеспечивается водой из поверхностного источника — водохранилища Крылово. К слову, в сутки подача воды из него составляет около 100—150 тысяч кубических метров воды.

Кстати, о потреблении. Ежедневно Минску нужно около 400 000 кубометров, максимально — до 460 000. Чтобы эту воду перевезти, потребуется железнодорожный состав длиной от Минска до Несвижа. А это — внимание! — 120 километров!

Чтобы в домах минчан из крана постоянно текла вода, «Минскводоканал» в режиме нон-стоп обеспечивает непрерывное давление в системе водоснабжения, установленное требованием строительных норм. 

Цифровой контроль

8 утра. Четверг. Мы с фотокорреспондентом находимся в самом сердце предприятия — главной диспетчерской. Здесь специалисты следят за системой водоснабжения, все сооружения которой автоматизированы и «отчитываются» о работе. Итак, перед нами — большая цифровая карта Минска.

— Небольшие треугольники, расположенные по всей карте, это контрольные точки, позволяющие оценить работу сооружений, — рассказывает мне диспетчер. — Места для установки 46 таких точек определили на основании географического положения с учетом рельефа местности и удаленности от насосных станций. В этих местах установлено специальное оборудование, которое по кабельному или GSM-каналу передает информацию о давлении в сети в центральную диспетчерскую. Для каждой диктующей точки установлен свой рабочий диапазон давления.

Постоянно и в режиме онлайн они отражают информацию о давлении — это числовой показатель внутри треугольника. А индикатор цвета обозначает отклонения от нормы или режим аварии на том или ином участке. На данный момент почти все треугольники зеленого цвета. Однако есть и два красных — здесь система отключена в связи с ремонтными работами. На карте указаны также водозаборы, насосные станции и так далее.

Показатели всегда отслеживаются.

Все данные — ориентир для специалистов: если нужное давление присутствует в определенном месте, то его будет достаточно и во всей сети зоны влияния источника водоснабжения. Разноцветные треугольники на мониторе компьютера визуально отображают состояние городской системы водоснабжения, и диспетчер может оценить его одним взглядом на экран. В случае максимального водоразбора система автоматически подключает дополнительный насосный агрегат, что не позволяет опуститься давлению в диктующей точке ниже заданного значения.

Один из диспетчеров, в свою очередь, реагирует на изменения параметров сети и отвечает за все ее сооружения, которые находятся не только на территории Минска. Например, водозабор Рудня расположен в 60 километрах от города.

Диспетчеры круглосуточно следят за системой водоснабжения.

Быстрые решения

Второй диспетчер управляет сетью водоснабжения. Его задача — обеспечить оперативное устранение повреждений. Зачастую они связаны со строительными работами, но могут появиться и по причине износа. Ежегодно в Минске перекладывают более 20 километров сетей водоснабжения. При этом надо понимать, что любой участок, подлежащий перекладке, требует инженерного решения с проработкой всех нюансов — наличие действующих коммуникаций, усовершенствованного покрытия, благоустройство территорий, организация движения транспорта и так далее.

— О проблемах с водой быстрее всего мы узнаем от населения. Люди сообщают по телефону либо оставляют заявку в программе 115.бел. Мы постоянно мониторим их. Например, если вопрос связан с качеством воды, на место отправляются специалисты химико-бактериологической лаборатории для отбора проб. На основе анализа находится дальнейшее решение проблемы, — делится диспетчер.

Кроме этого, специалисты следят за уровнем наполнения резервуаров, исправностью насосного оборудования, состоянием артезианских скважин — их расположение отмечено на карте. 

Чистый путь 

Минский водозабор № 2 «Петровщина» введен в эксплуатацию в 2016 году. Это водозабор подземных вод, имеющий 18 скважин. Однако по меркам города эта станция считается небольшой: подача воды в сутки составляет около 20 000 кубических метров.

Молодой специалист Арина проверяет показатели на водозаборе.

— Вода в скважинах прозрачная и чистая, и на первый взгляд не вызывает никаких замечаний. Но в ней содержатся железо и марганец. Удаляются они в напорных фильтрах, — рассказывает исполняющий обязанности начальника водозабора Екатерина Стасевич, начиная экскурсию со станции обезжелезивания. — Оборудование загружено различными компонентами, которые позволяют задерживать осадок, образующийся в результате окисления. Дежурные раз в двое суток обязательно контролируют процесс промывки фильтров, которые не могут работать непрерывно.

И хотя все оборудование системы водоснабжения функционирует в автоматическом режиме, за ним требуется постоянное наблюдение, поэтому на объектах круглые сутки находится персонал. Ведь если произойдет сбой, никто не сможет на него отреагировать, то это приведет либо к прекращению водоснабжения, либо ухудшению качества воды. Екатерина рассуждает:

— Наша работа требует тщательного контроля. Ни о каких забастовках или остановках работы мы даже не думаем. У каждого человека должна быть возможность в любое время приготовить еду, помыться, выпить стакан воды. 

За оборудованием на станциях требуется постоянное наблюдение.

Екатерина проводит нас в помещение, куда насосные станции доставляют воду для обработки ультрафиолетом. Чтобы корреспонденты удостоверились в качестве воды, Екатерина дает ее попробовать. Убеждаемся: вода чистая, без запаха. Такой она и будет в каждом доме. А 3000 работников «Минскводоканала», каждый из которых является важным звеном в этом непрерывном водном цикле, продолжат профессионально выполнять свою работу — важную для каждого из нас. 

Вероника ЧЕРНЯХОВСКАЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter