Регистр населения: надежно, как в банке

Что порой нелегко получить ту или иную справку, многие знают из своего жизненного опыта
Специальный  совместный  выпуск Управления  информации  и  общественных  связей  МВД  и  газеты  «Рэспублiка»

14 Снимок Киреева из МВД - 500.jpg

Что порой нелегко получить ту или иную справку, многие знают из своего жизненного опыта. Казалось бы, в наше время с этим проблем быть не должно. Но информационных систем в стране оказалось много, они были разбросаны по разным ведомствам, между которыми зачастую отсутствовала связь. Неудобства испытывали и простые граждане, и организации, которым для получения сведений надо было писать множество запросов в разные инстанции. О том, как нашли выход из этой ситуации, рассказал начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД подполковник милиции Юрий КИРЕЕВ .


— Единое информационное пространство необходимо и для удовлетворения потребностей людей, и для выполнения задач, стоящих перед государственными органами. Регистр населения создан, действительно, для удобства. Этот шаг предусмотрен Законом «О регистре населения» и Директивой № 2 Президента «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». В Департаменте по гражданству и миграции МВД создали управление по регистру населения. А уже 26 июля 2013 года новшество заработало: в государственную систему «Регистр населения» был загружен первоначальный информационный массив, содержащий персональные данные граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. 


— Кто управляет регистром населения?


— Распорядителем регистра по закону является МВД. Соответствующие специалисты по регистру есть в каждом ОВД. В областных и районных подразделениях по гражданству и миграции созданы одноименные отделы, отделения и группы. Задумано так, что и госорганы, и частные лица, обратившись сюда, могут получить все необходимые сведения о человеке. Граждане — как о себе, так и о близких родственниках.


— Каким образом пополняется система? 


— Сразу скажу, в информационной системе пока нет всех тех данных, которые требует Закон «О регистре населения». Реализация его, как и предусмотрено Директивой № 2 Президента, носит поэтапный характер. Законом определен перечень обрабатываемой информации, круг органов, обязанных наполнять регистр, и срок окончания работы. Например, в минувшем июле Министерство образования завершило внесение первоначального массива данных о полученном гражданами высшем образовании, а военные комиссариаты — об исполнении воинской обязанности. В августе наполнение регистра в своей части должно закончить МНС — данными о налоговых обязательствах. Ждут своей очереди также Белгосстрах, силовые структуры, ФСЗН Минтруда и соцзащиты, общие суды. Завершится же эта работа в июле 2018 года внесением сведений местными исполнительными и распорядительными органами о месте захоронения людей, дате установления и прекращения опеки, попечительства. Сейчас в регистр вносятся основные и дополнительные персональные данные, которые предоставляются органами ЗАГСа, МИДа, МВД, Минобразования и Минобороны. Можно сказать, пишется история человека. 


Ежемесячно в регистр вносится около 25 тысяч записей. Если на 26 июля 2013-го в нем хранилось чуть больше девяти миллионов основных персональных данных, то спустя 12 месяцев регистр пополнился еще 322 тысячами записей. На сегодня внесено и актуализировано более 2,8 миллиона персональных данных. 


— Вопрос, который напрашивается сам собой: насколько надежно персональные данные граждан защищены от постороннего любопытства?


— Основу регистра составляет база персональных данных, распространение или предоставление которых ограничено. Система защиты обеспечивает конфиденциальность, целостность и сохранность информации на всех этапах работы с ней. Для передачи сведений используются каналы с применением криптографических средств защиты информации, а вносимые данные визируются ЭЦП. 


— Юрий Александрович, многим будет полезно узнать, какова процедура запросов и что можно запрашивать…


— Следует лично обратиться в территориальное подразделение по гражданству и миграции. При этом обратившийся не обязан обосновывать свой интерес к запрашиваемым сведениям. Персональные данные могут предоставляться и по электронным запросам. Таким способом уже предоставлено 360 тысяч персональных данных органам ЗАГСа и нотариусам. 


Гражданам можно получать справки (выписки) о своих персональных данных и о данных физических лиц, законными представителями которых они являются (с их письменного согласия). Сведения, запрашиваемые один раз в год, предоставляются бесплатно. Если чаще — то на платной основе. Справка (выписка) из регистра выдается в срок не более пяти календарных дней.


Александр СТРИГАЛЁВ,
УИОС МВД

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter