РЕГИОНЫ В РАЗВИТИИ: Крупский район

Инвестиции определяют спрос

Большие планы: за два года ООО «Амкодор-Можа» удвоит производственные площади

Промышленным гигантом завод «Амкодор-Можа», расположенный в Крупках, уж точно не назовешь. Но известность его как в Беларуси, так и в странах СНГ гораздо больше, чем можно было бы представить, судя по достаточно компактным производственным мощностям. А для Крупского района предприятие имеет важнейшее значение — и по количеству рабочих мест, и по налоговым перечислениям, и по объему продукции.

Андрей Ладовский, директор ООО «Амкодор-Можа».
 
Предприятие выпускает оборудование для послеуборочной обработки зерна: зерноочистительно-сушильные комплексы и зерновые силосы. Недавно разработали несколько новинок, например конвейерную сушилку. Это новый продукт на рынке стран СНГ, поэтому объемы его продаж не просто растут — удваиваются ежегодно. Оборудование позволяет сушить более широкий спектр культур. Если сушилка шахтного типа используется в основном для обработки зерновых и зернобобовых, то конвейерная позволяет сушить и мелкосеменные культуры, и травы, и даже пеллеты, опилки, щепу.

Для расширения рынков сбыта обратили внимание на нужды фермерских хозяйств. Специально для небольших объемов производства разработали мобильную сушилку — изготовлен опытный образец и уже заключено несколько контрактов на поставку этого оборудования. Есть планы и на освоение новых видов продукции, но пока директор предприятия Андрей Ладовский раскрывать их не спешит: говорит, всему свое время.

— Наш основной потребитель — белорусские агропромышленные гиганты, такие как комбинаты «Дзержинский», «Заря», «Юбилейный», Витебская бройлерная птицефабрика, «Белоруснефть-Особино», «Витебскагропродукт» и Минский облагросервис. На этих предприятиях созданы крупные заводы по переработке и хранению зерна. Это действительно масштабные комплексы, с которыми мы активно сотрудничаем, — рассказывает Андрей Геннадьевич.

Леонид Беников и Вадим Коваленко, операторы проекционной аппаратуры и газорезательных машин.
 
Отметим, что результатами работы в прошлом году на заводе по праву гордятся. Например, рост объемов производства составил 112 процентов к уровню прошлого года. И этот показатель, подчеркивает директор, достигнут прежде всего за счет освоения новых видов продукции. Так, в 2020 году благодаря помощи Миноблисполкома здесь был реализован инвестиционный проект — введена линия по производству силосов.

А прямо сейчас в работе очередной инвестиционный проект, который также осуществляется при поддержке облисполкома, — строительство в Крупках по соседству с существующими цехами еще одной производственной площадки в 10 тысяч квадратных метров. По сути, будет построен новый завод с новым оборудованием. Как отмечает директор, этот проект станет самым логичным шагом в Год качества, ведь среди его основных целей не только повышение объемов производства и создание дополнительных рабочих мест, но и улучшение качества продукции.

Предприятие активно расширяет рынки сбыта. Для представителей дилерской сети проводится постоянное обучение на базе предприятия — читаются лекции по работе комплекса, системе управления, маркетингу и продажам, а также организуется посещение действующих объектов. Крупский завод сегодня имеет восемь региональных дистрибьюторов, а у каждого — своя дилерская сеть, которая занимается продвижением продукции.

Андрей Якушевский, электрогазосварщик. 
 
Полгода назад был открыт завод в Республике Башкортостан, учредителем которого стало ООО «Амкодор-Можа». Работа на территории Российской Федерации, по словам Андрея Ладовского, позволяет более эффективно продвигать белорусскую продукцию на рынке страны-соседки. Уже заключены договоры с новыми клиентами — россияне получат как белорусские комплексы, так и оборудование башкирской сборки.

На заводе сегодня трудятся 320 человек. Как подчеркивает директор, ведется активное обучение кадров на курсах повышения квалификации. И это касается не только инженерно-технического или руководящего состава, но и специалистов, например операторов станков. Поддерживает завод и тех сотрудников, которые желают получить специальное высшее и среднее образование.

Валерий Волосач и Иван Соловьев, слесари по сборке металлоконструкций. 

— Мы высматриваем как перспективную молодежь, так и людей с опытом работы, готовых учиться, и рекомендуем поступать в высшие или средние специальные учебные заведения, оплачиваем им учебу, сохраняя средний заработок на время сессий. Казалось бы, несем затраты, но определенный вклад в будущее в этом точно есть! — считает руководитель.

Что интересно, Андрей Геннадьевич прошел путь к директорскому креслу по всем ступенькам карьерной лестницы: в 2010 году пришел на завод оператором лазерной установки, а сейчас возглавляет родное предприятие.

Сергей ДАЩИНСКИЙ, резчик металла. 
 
Кстати, средняя зарплата на заводе по итогам минувшего года достойная. И, как признается руководитель, принято решение найти способы в этом году ее повысить.

— Мы постоянно ищем, совершенствуемся. Знаем проблемные места и вместе с инженерами, технологами обязательно выведем наше производство на новый уровень, — уверен Андрей Ладовский.

УНП 600187521

Наследие для потомков

В ведении Крупского лесхоза — 124 тысячи гектаров леса

Между крайними точками Крупского лесхоза с севера на юг — больше 100 километров. Так что по определению управляться с таким хозяйством крайне непросто. Тем более когда в зоне ответственности такой тонкий, сложный и нежный организм, как лес, которому без истинного хозяина никак не обойтись.


В состав лесхоза входит 13 лесничеств, деревообра-батывающий цех, производственно-мастерский участок, лесоохотничье хозяйство, лесной питомник и ремонтно-механические мастерские.

— Наш лесхоз занимает площадь 124,2 тысячи гектаров, из которых 111,2 тысячи покрыты лесом. Остальное — прогалины, болота, дороги и просеки. Средний возраст насаждений — 57 лет. На территории находятся заказники республиканского и местного назначения. Особое внимание уделяем таким, как «Селява», расположенному вокруг жемчужины района — озера с одноименным названием. Важны и заказники республиканского значения: биологический — «Денисовичский», который включает в себя болота, где произрастает клюквенник, и ландшафтный — «Черневичский», — рассказывает директор Крупского лесхоза Николай Усеня.

Николай УСЕНЯ, директор Крупского лесхоза.
 
Вырастить хороший лес — дело непростое. Например, береза достигает спелости через 61 год, а ель или сосна и того больше — через 81. Еще осенью в Крупском лесхозе началась подготовка к лесокультурным работам, к которым приступят с наступлением весны. Обработано 240 гектаров почвы. Теперь хозяйство полностью готово к новому сезону.

Но мало просто посадить лес — за ним нужно ухаживать: беречь от пожаров, вредителей и даже людей, которые периодически норовят произвести незаконную вырубку. К счастью, крупных пожаров здесь в прошлом году не было. Следят за лесным массивом в режиме онлайн: на вышках — пожарных и сотовой связи — установлены семь камер видеонаблюдения. Охраняют лес около 200 человек, они же смотрят за его санитарным и пожарным состоянием.

Александр Прыгов, оператор автоматических и полуавтоматических линий в деревообработке.
 
В хозяйстве есть лесосеменные плантации ели европейской, которые закладывали еще предыдущие поколения. Старшей уже 47 лет. Безусловно, плантации такого возраста постепенно утрачивают свои функции. Поэтому в 2024‑м планируют списать около 7 гектаров, на замену им придут молодые. Содержат здесь и питомник. Ежегодно в нем выращивают более 3 миллионов сеянцев и саженцев древесных и кустарниковых пород — вполне достаточно для лесовосстановления и озеленения. Продукция пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

— Защита, рациональное использование леса, его воспроизводство — наши основные задачи. Но, чтобы крепко стоять на ногах и с уверенностью смотреть в завтрашний день, надо развивать и сопутствующие направления, которые будут приносить прибыль. Главное — максимально эффективно вовлечь сырьевой оборот, чтобы получить конечный продукт с высокой добавленной стоимостью. Так мы и делаем, — уточняет директор Крупского лесхоза Николай Усеня.


В конце 2021 года Крупский лесхоз ввел в эксплуатацию деревообрабатывающий цех, где производят обрезные и необрезные пиломатериалы, и цех по изготовлению поддонов. На производственно-мастерском участке выпускают доску пола, имитацию бруса, вагонку, плинтусы.

— Есть спрос и на поддоны (кстати, в стране предприятий, которые занимаются их изготовлением, единицы), и на пилопродукцию. За смену перерабатываем 120 кубометров круглого леса, — уточняет начальник цеха Александр Рябцев. — В цеху трудится 58 человек, каждый с удостоверением станочника или укладчика.


В 2023 году здесь изготовили 150 тысяч поддонов. Как признается Александр Рябцев, коллектив обладает высокой профессиональной компетенцией, зарплата достойная.
В лесхозе 486 сотрудников, все — мастера своего дела.
— Уровень текучести кадров низкий — это свидетельство стабильности нашей организации: люди не только приходят, но и остаются надолго. В этом году к нам распределились десять молодых специалистов. На предприятии развита система наставничества: за новичками на полгода закрепляют опытного работника. Кроме выплат, причитающихся молодым специалистам, можно рассчитывать на максимально большие повышения по контракту и за высокие достижения. Если человек себя зарекомендует, то карьерный рост обеспечен, — рассказала руководитель организации по идеологической работе Наталья Камович.


Директор Крупского лесхоза Николай Усеня подвел итог:

— В нашей отрасли трудятся люди разных специальностей: лесники и лесные рабочие, мастера леса, егери, лесничие, инженеры... Важно, что все они ответственно выполняют свою задачу — грамотно распоряжаются достоянием страны, лесными богатствами.

УНП 600025402

Качество — экспортное!

Сырзавод в Холопеничах расширяет линейку продукции и покоряет покупателей отменным вкусом

Одни из самых вкусных в Беларуси сыров производят в городском поселке Холопеничи Крупского района. Шикарную продукцию для настоящих гурманов выпускает местный производственный участок филиала «Здравушка-милк» ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Качество и вкус сыров из Холопеничей распробовали не только в нашей стране — их с огромным удовольствием покупают и в России.

Олеся Осинская, начальник производственного участка.

Каждый день Холопеничский производственный участок перерабатывает до 170 тонн молока, рассказывает руководитель предприятия Олеся Осинская. Это примерно 27 огромных молоковозов, которые спешат на завод из агрохозяйств Борисовского, Крупского, Логойского, Дзержинского и Минского районов.

У завода узкая специализация — здесь производят полутвердые и твердые, плавленые сыры, сладкосливочное масло жирностью 72,5 и 82,5 процента. Кроме того, выпускают нанофильтрованную сыворотку — побочный продукт от производства сыра, который загущают и продают другим молочным предприятиям страны на сушку.


За 2023 год на завод поступило почти 54 тысячи тонн молока. Из него было сделано 3693 тонны сыров и 1715 — сладкосливочного масла. Согласитесь, огромный объем для компактного предприятия.

Важно, что ассортимент Холопеничского производственного участка очень широк. Олеся Осинская готова подробно рассказывать о любом своем сыре: в производство здесь вкладывают душу, и это, безусловно, отражается на высоком качестве продукции.

А визитной карточкой по праву считается «Знатный» — твердый сыр в латексном покрытии, который популярен как в Беларуси, так и в России.

Юлия Еваровская, сыродел-мастер.

— Наши сыры на слуху, и есть несколько наименований, которые мы производим на постоянной основе, так как они пользуются устойчивым спросом. Кроме «Знатного» покупателям нравится «Грювер особый», «Мегард», Queso blankо, «Альтермани», «Рочестер», «Королевский молодой» с ароматом топленого молока... И конечно, в моде всегда наша классика — «Российский молодой», который созревает 40 суток. Линейка очень широка и подходит всем: и людям с невысокими доходами, и истинным гурманам, готовым заплатить больше за изысканные вкусы, — считает Олеся Алексеевна.

Кроме того, в тренде обезжиренный сыр «Кальята» — по сути, полуфабрикат для производства моцареллы. Покупают его, по словам руководителя, в основном клиенты из России, и на сегодняшний день для предприятия это хит продаж: если в месяц здесь производится около 200 тонн твердых сортов, то еще 160 — как раз обезжиренный сыр. Почти половина всего объема!

К слову, 95 процентов идет за рубеж, в Беларуси остается лишь около 5. Для покрытия потребностей внутреннего рынка хватает, зато, считает Олеся Осинская, расширяются возможности по экспортированию — это касается и сыров, и масла.

Инна Толкачева, мастер сыродельного отделения.

— Служба внешнеэкономической деятельности на головном предприятии постоянно находит новые адреса поставок, но наши клиенты нашлись давным-давно. Контракты заключены, и покупатели точно знают, какие сыры и в каком объеме получат, — говорит начальник участка.

Кстати, руководитель считает, что у сыра должен быть классический вкус, наработанный годами. Человеку, который купил тот или иной сорт, необходимо почувствовать ожидаемый аромат, тогда он не будет разочарован. А изделия с добавками, необычными нотами, по ее словам, на любителя. И с позицией истинного сыродела поспорить сложно!

— Поскольку 2024‑й объявлен Годом качества, мы намерены улучшать свои позиции, характеристики товаров. Политику в этой области постоянно совершенствуем и развиваем, у завода есть все соответствующие сертификаты: HACСP, СМК, ISO 22000, а также «Халяль». Наши технологи следят не только за качеством выпускаемой продукции, но и за мировыми трендами для разработки ее новых видов, — рассказывает Олеся Алексеевна.

Алексей Семижон, сыродел по созреванию сыров.
 
Неудивительно, что Холопеничский производственный участок традиционно участвует в международных и национальных выставках и всегда получает награды, что подтверждает высокое качество продукции и слаженную работу коллектива.

На заводе сегодня 179 человек, средняя зарплата — 1621,8 рубля. Руководитель предприятия считает своих сотрудников настоящими профессионалами, готовыми к ­получению ­новых знаний и навыков. Производственное обучение, которое проводится на регулярной основе, — одна из фирменных фишек Холопеничского участка.

— Люди хотят трудиться, а не просто ждать, когда закончится рабочий день. Постоянно вносят свои предложения по совершенствованию производственных процессов не только специалисты, но и рабочие: сыроделы, маслоделы. Зачастую это исключительно удачные идеи. И раз у нас есть такая надежная опора внутри коллектива, я уверена: будущее за нами! — убеждена Олеся Осинская.

УНП 600119098

Традиции и инновации

Торфозавод «Туршовка» расширяет производство в два раза — с уверенностью в завтрашнем дне

Торфозавод «Туршовка» в агрогородке Ухвала Крупского района работает с 1969 года. Казалось бы, сколько лет прошло с тех пор, какие технологии внедрены, но торф по-прежнему остается важнейшим ресурсом белорусской экономики. Так что предприятию приходится не просто сохранять объемы производства, но и существенно наращивать их перед вызовами завтрашнего дня.

Юрий Маляревич, директор.
 
Как рассказал директор ОАО «Туршовка» Юрий Маляревич, основной род деятельности предприятия — добыча и переработка торфа.

Первое направление — торф топливный. Он идет в две котельные, построенные в Крупском районе при долевом участии Министерства энергетики. Теплоисточники уже доказали высокую эффективность, поэтому в планах района — строительство еще двух котельных мощностью 4 и 5 мегаватт.

Отметим, что современные котельные на торфе — это совершенно новый уровень технологий.

Александр Синяк, прессовщик.

— Никакой пыли, все в автоматическом режиме: топливо погрузчиком отправляется в бункер, а оттуда шнековыми транспортерами подается прямо в котел. Золоудаление также производится в закрытом режиме. Котельная управляется с одного пульта — чисто, удобно и выгодно, — рассказывает Юрий Леонидович.

Вторая позиция — торф верховой для кипования и производства грунтов.

Отметим, что завод успешно экспортирует свою продукцию.


— C учетом геополитической обстановки, переориентировались на Россию и Китай, — отметил директор.

Был ли простым выход на внешние рынки? Поначалу сами искали покупателей за рубежом, а теперь и Минэнерго, и объединение «Белтопгаз» серьезно занимаются формированием рынков сбыта. За последние полгода, рассказывает Юрий Маляревич, предприятие участвовало сразу в нескольких крупных международных выставках. Например, в Шанхае, Хошимине, совсем недавно были в Турции. А в апреле грядет большой выставочный форум в Казахстане, где также планируется экспонировать продукцию завода.

Важное направление сотрудничества — Китай. С покупателями из Поднебесной заключено четыре контракта, и «Туршовка» стала одним из первых торфопредприятий на этом рынке: работа началась в 2019 году.

Завод добывает 30 тысяч тонн торфа в год. Треть — топливный, остальное — для кипования и приготовления грунтов.


Промышленные запасы полезного ископаемого на действующих площадях в 261,6 гектара — 1137,7 тысячи тонн. На резервных и строящихся — 1512,7 тысячи. На разведанных, но неотведенных — 2107,3 тысячи.

«Туршовка» реализует три важных проекта. Первый — возведение нового завода с нуля, чтобы вдвое увеличить производство. Второй — строительство 234 гектаров полей, на отведение которых получено разрешение: в разработке участвовали представители НИИ «Белгипротопгаз», строит подрядная организация «Белгазстрой». Наконец, третий — прокладывание дороги. Сейчас торф с поля на завод доставляют по железнодорожным путям.

— У нас есть тепловозы, вагоны, но с проектным институтом мы сделали расчет и убедились: перевозка торфа автомобильным транспортом для нас более приемлемый вариант. Поэтому решено покупать автомобили МАЗ, а у Бобруйского завода прицепного оборудования — прицепы. Они освоили выпуск 100‑кубовых грузовых кузовов с подвижным полом для быстрой разгрузки. Для сравнения: один вагон вмещает всего 24 куба, — объясняет Юрий Леонидович важность нового инвестиционного проекта.


На заводе трудится 62 человека. Сплоченный трудовой коллектив — главная ценность предприятия и залог успеха. На некоторых работах периодически охотно задействуют членов студенческих отрядов.

Как рассказывает директор, все социальные нормы на заводе соблюдены. Например, при заготовке торфа людям обеспечен бесплатный обед, а если погода позволяет работать до девяти вечера, то и ужин. От предприятия до полей почти 10 километров, поэтому налажен подвоз людей, для этого есть два автобуса. Система оплаты здесь сдельно-премиальная: доход зависит от результатов труда. В 2024 году планируется увеличить зарплату на 111,7 процента.
— Мы работаем, развиваемся и точно знаем: торф из «Туршовки» всегда будет пользоваться высоким спросом, — уверен Юрий Маляревич.
УНП 600119098
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter