Встреча Президента с Павлом Топузидисом

Регионы манят большой бизнес

«Корона» идет в регионы. С владельцем известного в Минске ретейл–бренда, председателем совета директоров ООО «Табак–инвест» Павлом Топузидисом Президент обсудил пилотный проект создания качественно новой торговой сети в одном из районов. Выбор бизнесмена пал на Шкловщину. Замысел состоит в том, чтобы «откатать» здесь систему, наработать опыт, который в перспективе можно будет распространять по всей стране.

Павел Топузидис
Фото БелТА

Речь не идет о том, чтобы заменить Белкоопсоюз. Эта мощная структура в целом со своими задачами справляется. Кроме того, несет и весомую социальную нагрузку. Однако, если на обширном поле действует лишь один игрок, резонен будет и вопрос: насколько оптимально выстроена его работа? Президент обратил внимание на несправедливый факт. Зачастую в деревенском магазине товар дороже, чем в городе. Даже тот, сырье для которого производят сельчане. Да, можно все свести к сложности логистики. Мол, молоко и мясо сначала едет в город на переработку, а потом в виде колбас, масла и сметаны возвращается в регионы. Большие затраты — выше цена. Математика как будто безупречна, но если рассуждать по–житейски, неправильно обижать село. Тем более что и доходы там пониже городских. За решение вопроса можно, конечно, взяться и административными методами, но Президент более целесообразным видит другой путь:

— Нужна конкуренция, чтобы мы видели реальную картину... Надо, чтобы население обслуживалось достойно.

Александр Лукашенко считает, что торговое обслуживание в регионах должно соответствовать уже сложившейся структуре проживания там людей. В райцентре должен быть базовый солидный торговый центр. Агрогородкам нужны магазины поменьше, но с сопоставимым ассортиментом. Следующий уровень — большие деревни, бывшие центральные усадьбы колхозов и совхозов. Где–то надо привести в порядок старый небольшой магазин, где–то построить новый. Не должны остаться в стороне и деревни, которые еще некоторое время назад считались бесперспективными. Там тоже живут люди, и как минимум автолавки к ним должны регулярно приезжать. Поддержать такие населенные пункты Президент рекомендует и бизнесменам — выходцам из деревни. Этот процесс, к слову, уже идет. Многие люди дела уже сумели вдохнуть новую жизнь в свои малые родины.

Важный момент. Новый проект — это не благотворительная акция серьезного предпринимателя. Это тот случай, когда бизнес и государство находят точки пересечения интересов и налаживают взаимовыгодное партнерство. Павлу Топузидису Президент сказал об этом так:

— Я хотел бы, чтобы ты достойно реализовал без всяких излишеств. Потому что ты как частник свои деньги просто тратить впустую не будешь и не должен. Меня интересует, чтобы ты очень экономично, притом оптимально, создал в одном из районов такую сеть, которая и тобой, и другими торговыми операторами будет реализовываться по всей стране.

Бизнесмен предложение принял. Общаясь с журналистами после встречи, он не стал скрывать, что, как и любое коммерческое предприятие, этот замысел в конечном итоге должен быть прибыльным. Но при этом заверил, что с точки зрения цен сельчане обязательно выиграют. Опорный супермаркет площадью около 3 тысяч квадратных метров в Шклове уже строится. Далее будет решаться вопрос об организации торговли в 13 агрогородках. Со временем новая система будет осваивать решение и социальных задач: от заготовки сельхозпродукции до оказания необходимых сельчанам услуг. Конечную цель бизнесмен обозначил так:

— Во главу угла ставится желание сделать так, чтобы в деревне и районе был такой же уровень обслуживания, тот же ассортимент, что и в городах.

Надо сказать, что сама идея вынашивалась около двух лет. В итоге, по словам Павла Топузидиса, она выросла до уровня, не требующего финансового участия государства. Необходимый объем инвестиций уже обеспечен. А их эффективность, надо думать, уже в скором времени прочувствуют сами жители села.

ДОСЛОВНО

Во время встречи также обсуждалась тема раскрепощения бизнеса. Мнение Павла Топузидиса об этом процессе:

— Либерализация бизнеса — это не панацея. Это способ дать бизнесу больше возможностей напрямую зарабатывать деньги. Но при этом должен быть контроль... Устаревшие требования надо убирать, но ключевые обязательно оставить. Если мы раньше строили супермаркеты, учитывая тысячу пожарных норм, сегодня же нам будет гораздо проще строить всего с 80 нормами. Но правила для всех должны быть одинаковые. Нельзя предпринимателю разрешить не платить налоги, а крупной структуре, потому что у нее много денег, нет. Должны быть общие правила. Я либерализацию понимаю именно так.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter