Белорусский рецепт решения проблемы неравенства регионов

Региональный драйвер национального успеха

Неравномерность развития регионов — проблема общемировая. Каким может быть белорусский рецепт ее решения?

Устойчивое региональное развитие — одно из приоритетных направлений деятельности руководства нашей страны. Ведь именно от него зависит благополучие и всей Беларуси в целом, и каждого ее гражданина в отдельности. Но как обеспечить это развитие и что ему мешает? Для ответа на эти вопросы «СБ. Беларусь сегодня» пригласила к разговору председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентина СЕМЕНЯКО и заведующую отделом внешнеэкономических отношений и международной интеграции Института экономики НАН кандидата экономических наук, доцента Татьяну ВЕРТИНСКУЮ.

   

Родина малая — дело большое

В.Семеняко: Я убежден, что уязвимость сельскохозяйственных регионов — один из штампов. Все мировые кризисы, шатания финансового рынка и т.д. бьют прежде всего по большим городам, маленькие же районы более устойчивы к глобальным потрясениям. Кроме того, что такое отстающие районы? Приведу пример Зельвенщины, где я работал до избрания в Парламент и который причислен к числу таковых. Этот район — в четверке лидеров области по урожайности зерновых и свеклы, занимает восьмое место по надоям молока. Практически не имеет организаций со сложным финансово-экономическим положением. И ни одного сельхозпредприятия-банкрота! То есть вопрос во многом упирается не в результаты, а в методику оценки эффективности.

Т.Вертинская: Я бы не оценивала регионы только по валовому региональному продукту, важно учитывать и социальные, экологические, инновационные аспекты. Поэтому Совмин в прошлом году как раз комплексную методику и разработал. Да, по ней 31 район из 118 отнесен к отстающим, большая часть их находится в Витебской, Гомельской и Могилевской областях. Эта проблема решается в рамках реализации региональной политики, которая может быть различной. В частности, выравнивающей — это поддержка отстающих регионов. Или же региональной политикой поляризованного развития — это создание точек роста, рыночные импульсы от которых будут распространяться на другие регионы.

В Беларуси сегодня принят компромиссный вариант сбалансированной региональной политики: с одной стороны, формируются такие точки роста. Так, Правительством в качестве локомотивов регионального развития определены 11 средних городов. С другой стороны, сохраняется выравнивающая политика через бюджеты.

Урбанизация: минусы и плюсы

Т.Вертинская: Процесс урбанизации характерен для всех стран. По состоянию на 2019 год около 78 процентов населения Беларуси проживает в городах, причем 54 процента из них — в Минске и в областных центрах. Сама по себе урбанизация не зло, бороться с этим явлением не нужно. Важно использовать все ее преимущества. Концентрация экономических, трудовых, производственных, инновационных ресурсов в городах приводит к повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, росту уровня качества жизни. Другое дело, что при этом, как показывает пример Минска, начинает ощущаться ряд проблем — жилья, экологии, транспорта. И для их решения надо формировать города-спутники, создавать соответствующую среду — социальную, культурную.

Интересен опыт Китая: там регионы разрабатывают свои специфические программы. Одна провинция делает ставку на цифровые технологии, другая — на индустриальные парки, третья развивает малый и средний бизнес, ориентированный на внешние рынки. Мне кажется важным, чтобы и у нас каждый район в рамках заданных программ выбрал свою нишу с учетом своих конкурентных преимуществ.

В.Семеняко: Я бы назвал еще один инструмент для нивелирования неравенства регионального развития. Это наведение порядка в наших населенных пунктах, на земле. В Зельвенском районе в течение 2018 — 2019 годов была проведена большая работа в этом направлении, причем к ней удалось привлечь трудовые коллективы, общественные организации, самих граждан — жителей населенных пунктов. Конечно, это повышает привлекательность региона, способствует росту его устойчивости.

Есть важный нюанс: жителям регионов интересны не просто новые рабочие места, а с достойной оплатой труда, которые, в свою очередь, могут быть созданы на предприятиях с высокой добавленной стоимостью выпускаемой продукции или услуг. Именно в отсутствии таковых заключается основная причина оттока людей. В то же время в регионах медицина доступнее (очереди к врачам меньше), культура хорошо развита.

Деловой подход

В.Семеняко: Очень большой вклад в развитие экономики регионов может внести малый и средний бизнес. Когда говорят, что регион может спасти крупное градообразующее предприятие, мне это видится серьезным заблуждением. Такое предприятие порой создает больше проблем: оно чутко реагирует на колебания финансового и товарного рынков, оно в любой момент может начать сокращения площадей и работающих, создав региону проблемы. Поэтому выход я вижу в создании малых и средних предприятий с численностью работающих до 100 человек. Именно такие предприятия могут не только приостановить, но и развернуть миграционные процессы.

Бизнесу стоит предлагать не только самому что-то строить, но и предоставлять готовые объекты с коммуникациями. Еще немаловажный момент — повышение деловой активности граждан путем их обучения. Уже сегодня в Зельве организуют бизнес деловые круги из крупных соседних Слонима и Волковыска. И это результат хорошего инвестиционного климата, на развитие которого нацелено руководство района.

Т.Вертинская: Малый и средний бизнес может стать одним из ключевых драйверов развития сельских территорий. Но проблема это сложная. Как бы мы ни старались (а сегодня разработаны и стратегия, и программа развития малого и среднего предпринимательства), есть объективные причины, сдерживающие его: низкий спрос на продукцию, небольшие доходы у сельского населения, отсутствие первоначального капитала, небольшое число креативной молодежи. Мне кажется, именно эти аспекты должны учитывать местные органы власти.

Для развития территории нужен поиск нестандартных подходов со стороны местной власти: разработка брендов городов, сельских населенных пунк­тов, новые подходы к архитектурной застройке, приглашение на проживание известных людей. Самая важная задача для местной власти — формирование среды для оптимизации процессов развития региона. То есть развитие региональной среды. Той самой, которая отличает регион, подчеркивает его уникальную привлекательность и дает серьезный стимул для его развития.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter